МАРТ и КГК — о мерах, принимаемых для реализации программы по стабилизации цен

Сосредоточиться на ценном

Стоимость продуктов и товаров определяет, как известно, качество жизни. Поэтому в нашей стране ценообразованию уделяется большое внимание на государственном уровне. Сегодня уровень потребительских цен складывается выше годового прогноза, а значит, мер, которые принимались ранее, для сдерживания инфляции недостаточно. Поэтому Правительством и Комитетом госконтроля оперативно разработана дополнительная программа по сдерживанию цен в краткосрочном периоде. Утвержденная программа действий направлена на стабилизацию цен, совершенствование методологии ценообразования и контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании на 2022 год. Ее цель — в первую очередь защита интересов населения, а также сигнал бизнесу о необходимости установления справедливых цен. Фактически программа является стратегическим планом, включающим реализацию 41 мероприятия различной направленности. Большинство из них находится в высокой стадии проработки, отдельные уже реализуются. Подробнее о принимаемых мерах рассказали министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Андрей Лобович. 

Большой ассортимент по доступным ценам

Программа включает в себя четыре основных блока. В первом — меры по насыщению внутреннего рынка, куда входит программа импортозамещения, по увеличению выпуска своих товаров и расширению их ассортимента, насыщения рынка товарами, которые в стране не производятся, чтобы они поставлялись по доступной цене (речь о внедрении параллельного импорта, упрощении таможенных процедур и др.). 

В этом блоке планируется реализовать механизм регулирования цен на импортируемые товары. Алексей Богданов пояснил:

— Вместе с другими заинтересованными органами, в числе которых КГК, Белстат, Агентство внешнеэкономической деятельности, МАРТ будет оперативно отслеживать повышение цен на импорт, чтобы мы могли регулировать стоимость товаров, в том числе путем параллельного импорта. 

При этом качество привозных товаров продолжат держать на контроле. И вот почему, рассказывает зампредседателя КГК:

— Проверки показывают, что в отдельных случаях в торговых объектах покупателям предлагается некачественная импортная продукция. Так, в ходе недавней проверки крупной торговой сети контролирующими органами вынесено более 100 предписаний о запрете реализации свыше 1000 наименований товаров, среди которых детская и женская одежда, кондитерские изделия и многое другое. Причина — несоответствие стандартам по качеству и маркировке, несоблюдение температурных режимов. С реализации снято около 38 тысяч единиц импортной продукции.

Еще одна мера будет направлена на увеличение доли белорусских товаров на наших полках. Слово Андрею Лобовичу:

— На протяжении последних 5 лет существенно снижается доля отечественных товаров в объемах продаж — мы фактически потеряли по 5 процентных пунктов как по продовольственным, так и непродовольственным товарам. Между тем Доктрина национальной продовольственной безопасности до 2030 года преду­сматривает в том числе и обеспечение определенной доли товаров отечественного производства. Поэтому одно из мероприятий программы предполагает установление процентной доли реализации белорусских товаров, которые в достаточном количестве выпускаются предприятиями нашей страны. 

Будет совершенствоваться и формирование системы стабфондов. Во-первых, порядок функционирования будет определяться постановлением Совмина — а это уже другой уровень исполнения документа. Во-вторых, объемы закладки в стабфонды в этом году будут увеличены на 35 процентов по сравнению с прошлым годом. Это позволит в полном объеме обеспечить население товарами борщевого набора и фруктами отечественного производства в широком ассортименте по доступной цене. К слову, именно цены на плодоовощную продукцию в межсезонье дают ощутимый прирост инфляции, поэтому государственное внимание этому вопросу весьма актуально. Ряд новшеств будет касаться повышения качества и условий хранения продукции в стабфондах, а также выстраивания взаимовыгодных отношений между производителями и торговыми сетями. 

Оптимизировать траты и пересмотреть затраты

Второй блок — меры экономического характера. В нем, в частности, говорится о переводе расчетов за энергоресурсы в российские рубли, о дополнительном пересмотре производителями программ по снижению затрат. 

—  Эти программы есть на каждом предприятии, но их нужно постоянно корректировать, — подчеркнул глава МАРТ. 


Здесь же предусмотрено совершенствование системы госзакупок. 

— Мы над этим уже давно работаем. Прежде всего речь идет о внедрении цифровой платформы по закупке товаров для государственных нужд. В этом направлении работает Белорусская универсальная товарная биржа — создается цифровой каталог товаров, чтобы госорганы и организации при осуществлении закупок видели конкретные примеры товаров в широком ассортименте и выбирали, где самая низкая цена. Кроме того, сейчас активно идет корректировка законодательства о госзакупках, — напомнил Алексей Богданов. 

По словам заместителя Председателя КГК, выявляется немалое количество фактов участия недобросовестных посредников в госзакупках, осуществляемых за счет бюджетных средств. В том числе поэтому отдельный блок мероприятий направлен на регулирование вопросов закупок:

— Установление порядка определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, внедрение электронного каталога продукции в госзакупки и биржевые торги направлены на пресечение случаев приобретения товаров по необоснованно завышенным ценам. 

Еще одна мера экономического характера, ожидающая рынок, касается импортеров лекарственных товаров. О предпосылках ее введения напомнил Андрей Лобович:

— Аптечные сети пересчитали цены на импортные лекарства, когда вырос курс доллара, но с последовавшим вскоре укреплением рубля уменьшить их «забыли». При этом законодательство позволяет аптечным сетям ежемесячно пересматривать цены с учетом изменения курса белорусского рубля. Но только после вмешательства КГК и его рекомендаций основными импортерами цены были снижены до 30 процентов. Поэтому одно из мероприятий, которое касается рынка лекарственных препаратов, — законодательное закрепление обязанности импортеров лекарств проводить обязательную переоценку стоимости медпрепаратов в связи с изменением курса как в положительную, так и в отрицательную стороны. 


Кроме того, программой сдерживания цен предусмотрено определение механизма формирования цен на медицинские услуги, оказываемые частными медцентрами. Проверки КГК показали, что некоторые навязывали клиентам проведение комплексных диагностических исследований (МРТ, КТ). При этом за счет дублирования действий завышалась цена исследований. После вмешательства КГК стоимость этих услуг в коммерческих медцентрах была снижена до 25 процентов. 

— Не все услышали эти посылы, и сегодня в КГК поступает достаточно много жалоб от населения на стоимость строительных материалов, автозапчастей, — посетовал Андрей Лобович. — В настоящее время ситуацию изучают госконтролеры. В случае выявления необоснованного завышения цен мы будем принимать жесткие меры, вплоть до приостановления деятельности субъекта хозяйствования. 

Контроль станет более гибким

В третьем большом блоке содержатся меры по совершенствованию системы ценообразования, методологии ценообразования и контрольной деятельности. 

—  Здесь мы предусматриваем усиление взаимодействия между контролирующими органами — КГК, МВД — на предмет выявления ценовых сговоров. Такая задача стоит перед МАРТ, но мы не наделены правами оперативно-разыскной деятельности, как российская Федеральная антимонопольная служба, из-за чего порой сталкиваемся с тем, что нам не хватает материала для возбуждения экономических дел. А у КГК и МВД порой по тем же организациям не хватает материала для возбуждения уголовных дел. Поэтому в рамках взаимодействия будем получать такие дела и рассматривать их уже со своей стороны, определять, были ли ценовой сговор или нарушение антимонопольного законодательства. В случае обнаружения нарушителей ждут большие штрафы — проценты от оборота. С КГК документ о взаимодействии готов, с МВД прорабатываем, — ввел в курс дела Алексей Богданов. 

В принятую программу также заложили механизм оперативной корректировки перечня социально значимых товаров из постановления Совмина № 214. Кроме того, прорабатывается перечень причин для возможности МАРТ, КГК, Минздрава, Госстандарта временно приостанавливать работу торговых объектов до устранения грубых нарушений. Например, в ценообразовании. 

— Контрольными мероприятиями выявляются достаточно грубые нарушения законодательства о ценообразовании, когда стоимость отдельных товаров завышается в разы — до пятикратного размера. Например, КГК недавно выявил и пресек нарушения дисциплины цен в 16 торговых объектах Могилевской области более чем на 130 наименований товаров. В отдельных объектах торговые надбавки на мыло завысили до 5,5 раза, на плодоовощную продукцию до 4,5 раза, на стиральный порошок более чем в два раза, — напомнил детали Андрей Лобович.


Курс на стабилизацию

В четвертом блоке предусмотрены меры по снижению инфляционных ожиданий. 

Мы будем проводить открытую политику с целью информирования широкой общественности и бизнеса о том, какие прогнозы и какие действия намерено предпринимать Правительство по сдерживанию инфляционных процессов. В этой части возобновим публикацию так называемой тарифной тетради, чтобы бизнес и население видели, к чему мы идем в течение года, — отметил Алексей Богданов. 

Резюмируя сказанное, министр акцентировал:

— У нас есть специальный административный инструмент по сдерживанию цен — это постановление № 214, где мы жестко их регулируем. А принятая сегодня программа — продолжение мер экономического характера, которые поспособствуют стабилизации цен. 



По его словам, большая часть мероприятий программы находится в высокой стадии проработки, отдельные уже реализуются — например продлено соглашение о предоставлении социальной скидки в торговле уязвимым слоям населения. При этом МАРТ совместно с Минтруда и соцзащиты ведется работа по созданию единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, чтобы усовершенствовать систему адресной социальной помощи. 

— Соглашение с сетями о предоставлении социальных скидок — временная мера. И здесь каждого человека надо «оцифровать», чтобы понимать, в какой степени ему необходимо предоставить ту или иную помощь. Подобная система есть в России, по ее примеру мы будем развивать нашу модель, — привел пример Алексей Богданов. 

Ожидается, что до конца лета все необходимые документы и решения для реализации программы должны быть приняты, чтобы во втором полугодии она активно заработала. Один из заметных ее эффектов — замедление инфляции, в том числе импортируемой, которая идет при покупке товаров из-за границы, где в последнее время наблюдается небывалый рост цен. 

В свою очередь, зампредседателя КГК выразил надежду, что с утверждением программы бизнес получит четкий сигнал о необходимости установления справедливого уровня цен, причем станет принимать соответствующие решения самостоятельно, не дожидаясь вмешательства контролирующих органов. 

— Хочу еще раз подчеркнуть, что все эти меры направлены на защиту населения от необоснованного роста стоимости товаров, а также призваны дать посыл бизнесу, чтобы предприниматели устанавливали справедливые цены с учетом конъюнктуры на внутреннем рынке, а также турбулентности на внешних рынках, — сказал в заключение Андрей Лобович.


druk@sb.by

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter