Всегда ли обоснованы претензии к системе высшего образования?

Соображения высшего порядка

В нынешнем году белорусские вузы полностью закрыли бюджетные места. Не менее впечатляющий “урожай” и на платном, а конкурсы на некоторые специальности просто зашкаливали. Тем не менее из года в год приходится слышать разговоры о том, что все же предпочтительнее выбирать учебу за рубежом, потому что наши высшие учебные заведения недотягивают по уровню преподавания до высокой отметки. Какие претензии есть к системе высшего образования, насколько они серьезны и всегда ли обоснованны — об этом рассуждают наши эксперты.

Нужны инвестиции в человеческий капитал


Вадим Можейко, кандидат культурологии, эксперт ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”

Фото Евгения Колчева

Высшее образование — сфера, которая априори не может стоять на месте. Если играть классическую музыку или сажать картошку можно так, как и десятки лет назад (хотя и сюда приходят технологические новации), то университеты должны постоянно обновляться. Ведь высшее образование готовит к профессиональной жизни новые кадры для всех отраслей, и если не заложить качественной основы в университетах сегодня — то пожинать скудные плоды завтра придется уже повсюду.

Безусловно, легче всего сказать, что у нас уже все хорошо, а ориентироваться нужно на старую добрую советскую классику. Но если ориентироваться на прошлое, то нельзя подготовить кадры для будущего. Самоуспокоение губительно. Формально Беларусь пообещала проводить реформы, когда присоединилась к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО). Есть соответствующая “дорожная карта”, которая признана Министерством образования и введена в белорусское правовое поле.

В 2015 году мы обещали все выполнить за три года, но в итоге отложили существенную часть реформ. Сейчас важно не забыть про эту задачу. В конце концов, мы сами больше всех заинтересованы в том, чтобы качество образования росло.

Важно не натаскивать студентов по отдельным предметам, а готовить специалистов комплексно в соответствии с актуальными для профессии квалификациями. Разработка национальной рамки квалификаций в соответствии со стандартами ЕПВО — одно из требований “дорожной карты”. В разработке профессиональных стандартов должны участвовать все заинтересованные стороны, включая бизнес-ассоциации, — ведь именно предприниматели знают, какие молодые специалисты востребованны на рынке труда. В сегодняшнем глобализированном мире профессионалу важно иметь международный опыт, многие стремятся получить образование за границей. Утечка мозгов — серьезный риск, но мешать здесь молодежи бесполезно. Куда эффективнее возглавить эту тенденцию и создать национальную стипендиальную программу, которая будет финансировать учебу талантливой молодежи в лучших университетах мира (при условии последующего возвращения на родину). Такой успешный опыт уже много лет есть в Казахстане.

В совершенствовании нуждается система распределения молодых специалистов. Пусть сохраняются соответствующие этому статусу льготы, а университеты все так же собирают заявки от работодателей — это действительно может помочь кому-то из молодежи найти первое рабочее место. Но систему просто-напросто нужно сделать добровольной! Чтобы те, кому нужна помощь в поиске работы, получали ее, а кто предпочитает трудоустраиваться сам, — имел возможность это сделать. Однако никакие реформы в университетах не будут эффективными без поддержки академического сообщества — профессоров и преподавателей. Пока же перемены касаются формы, но не сути. То иначе нужно заполнять отчет, то объединять предметы в модули, то еще что-то. Часто конкретному преподавателю никто по-настоящему не объясняет, в чем смысл этих новшеств.

Но все проблемы можно решить: нужно консультироваться с академическим сообществом еще на этапе разработки перемен (и делать это не для галочки); внятно и публично обосновывать проводимые реформы; а для серьезных преобразований не стесняться устраивать встречи чиновников с преподавателями в формате круглого стола. Ну и, безусловно, улучшать материальное положение в университетах, потому что одними словами делу не поможешь. В конце концов, это не затраты, а инвестиции в человеческий капитал.

Умозрительные заключения пользы не принесут


Сергей Касперович, начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования, кандидат экономических наук, доцент

Качество высшего образования объективно способны оценить специалисты, которые либо продолжительное время работают внутри системы, либо обладают соответствующими компетенциями, полученными в ходе проведения серьезных исследований. Умозрительные заключения здесь пользы не принесут. На самом деле, никаких серьезных различий в организации учебного процесса между белорусскими и зарубежными вузами не существует. Да, последние в отдельных случаях имеют более значительное финансирование (в том числе и за счет частных пожертвований). Но главное — все-таки уровень преподавания. У нас он обоснованно может быть оценен как высокий. В Беларуси традиционно сильные научные школы и многие ученые успешно занимаются преподавательской деятельностью. Учебно-лабораторная база университетов  постоянно совершенствуется — для этого используются как бюджетные, так и внебюджетные средства самих вузов. Участвуют в обновлении материально-технической базы и организации-заказчики кадров, примером здесь являются ИT-компании.  Мы вошли в Болонский процесс. А значит, получили широкие возможности для мобильности студентов, имеем доступ к современным методикам, которыми активно пользуемся. Из года в год критике подвергается в основном одно и то же, но скептики не отслеживают ситуацию в динамике. Многие вещи, которые были проблемными еще несколько лет назад, таковыми не являются.

Сегодня у нас уже четко видны новые подходы к формированию базовых элементов содержания высшего образования. Ведется разработка национальной рамки квалификаций. При этом планируется, что на основе профессиональных стандартов, чем занимаются в первую очередь представители работодателей, профсоюзов, предпринимательских кругов с участием сферы образования, будут разрабатываться стандарты образовательные, а затем — учебные планы и программы.

Наиболее часто встречаются претензии по поводу обязательного распределения. Но молодежи без опыта сложно найти работу (причем такая ситуация сейчас наблюдается во всем мире). А распределение — это гарантия первого рабочего места. Молодой специалист защищен законодательно — его нельзя просто так уволить, есть ряд льгот и преференций, которых нет даже у профессионалов. Да, часто люди попадают в провинцию, на небольшую зарплату. Но, во-первых, получив образование за бюджетные деньги, нужно понимать, что государство имеет право на получение соответствующей отдачи от специалиста. Во-вторых, вчерашнему студенту и за границей не будут платить зарплату крутого профессионала. Если выпускник сумеет найти рабочее место сам (с зарплатой, которая его удовлетворяет), ему достаточно принести запрос, который в обязательном порядке будет учтен и в зависимости от ситуации удовлетворен. В то же время обязательным распределением сейчас пользуются и многие платники. Ежегодно — около тысячи человек, получивших высшее образование.

Приходится слышать и о том, что вузы бесконтрольно увеличивают набор, не считаясь с потребностями экономики. Здесь я в корне не согласен. Система государственного заказа кадров позволяет прогнозировать, сколько выпускников конкретных специальностей необходимо предприятиям — как государственным, так и частным. Сейчас Министерством экономики разрабатывается демографический прогноз, учитывающий не только рождаемость, но и возможную миграцию трудоспособного населения. Министерство труда и социальной защиты составляет прогнозный баланс трудовых ресурсов. Меры позволят еще более точно учитывать потребности экономики на пятилетний период. Но сейчас, когда технологии и целые отрасли экономики изменяются буквально ежедневно, этот вопрос достаточно сложный во всем мире.

Самый объективный критерий качества образования — соответствие уровня квалификации выпускника требованиям заказчика. Эти вопросы отрабатываются с руководством и специалистами предприятий. Везде, где можно обойтись без обычной “начитки” лекций, внедряются новые формы обучения. Некоторые студенты сетуют на то, что им приходится учить “скучные” дисциплины. Но высшее образование — это высокий общественный статус образованного, культурного человека. Многие предметы формируют уровень мышления, развивают аналитические способности. Допустим, увидеть их пользу молодой человек в силу возраста и жизненного опыта не всегда может. Возможно, здесь стоит положиться на опыт преподавателей.

Любят у нас поговорить и о том, что высшее образование якобы излишне контролируется государством. На самом деле — не более чем везде в мире. Да, есть образовательный стандарт, который утверждается нашим министерством, и типовой учебный план. Но ярым критикам могу сообщить: в рамках новой редакции Кодекса об образовании запланированы изменения. В частности, учебные планы будут примерными, а около половины содержания образования университеты смогут самостоятельно и оперативно во взаимодействии с заказчиками кадров изменять без согласования с министерством.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter