Пятый год на базе борисовского санатория "Березина" для инвалидов организовывается лагерь обучения езде на колясках активного типа.
В течение 10 дней 30 курсантам (именно так называют участников лагеря) предстоит пройти специальную программу тренировок и теоретических занятий. За это время инструкторы обучают курсантов пользоваться коляской. Кроме этого, инвалиды получают навыки по силовой подготовке, занимаются плаванием, теннисом, аэробикой. Немаловажно, что курсанты проходят адаптацию и в социальных условиях города, посещая магазины, рынки, столовые. Ведь многие из них до поездки в лагерь были вынуждены годами сидеть в четырех стенах, изолировавшись от внешнего мира.
Особенностью нынешнего лагеря является то, что впервые курсанты получили в пользование весьма удобные коляски, произведенные борисовской фирмой "Гамма".
Первый экспериментальный образец борисовчане смонтировали еще в июле 1999 года, взяв за аналог шведскую коляску "Пантера". "Первенца" нарекли "Гепардом". После проведенных испытаний инвалиды заговорили о преимуществах борисовской коляски: она адаптирована к местным дорогам, имеет большую устойчивость при преодолении препятствий благодаря дополнительным упорным колесам, в полном сборе весит всего 12 кг, легко складывается и помещается в багажник автомобиля. И, что немаловажно, шведская "Пантера" стоит порядка 1.500 у.е., а белорусский "Гепард" - почти в 5 раз дешевле.
Однако к своим потребителям борисовская коляска пробивалась несколько лет, получив сначала белорусский, а затем российский сертификат соответствия. После долгих хождений по высоким инстанциям авторов и конструкторов коляски в этом году наконец "Гепард" был внесен в реестр Минздрава, а "Гамма" получила первый госзаказ. Правда, пока всего лишь на 30 штук.
Объективности ради нужно сказать, что коляски для инвалидов в стране выпускают минские мотовелозавод и протезный завод. Однако они громоздки, менее удобны и предназначены больше для использования в помещениях. К тому же весят 28 килограммов. По отзывам инвалидов, тяжеловесная продукция минских производителей не соответствует их потребностям: "Шьют "пиджак", но безо всякой примерки". Совсем другое дело - "Гепард".
Тем не менее радоваться тому, что в "Гепард" сядут все нуждающиеся белорусские инвалиды, пока еще рано.
Самая главная проблема борисовской фирмы-производителя на сегодняшний день - финансирование. Свободных средств на дальнейшее развитие собственного производства у "Гаммы", к сожалению, не хватает. Наверное, можно было бы поднять цены на "Гепард", но это вопрос не столько с экономической, сколько с нравственной подоплекой: инвалиды не те клиенты, на которых можно без зазрения совести сколотить капитал. Между тем из России уже поступило предложение перекупить "Гепард" и начать производство уникальных колясок в своей стране. Жаль, если это случится и "Гепард" сменит не только прописку, но и гражданство, попав из экспортных в разряд импортных, а значит, "валютных" товаров. По статистике, в нашей стране людей с ограниченными физическими возможностями порядка 400 тысяч. Из них 12 тысяч остро нуждаются в инвалидных колясках. Вряд ли можно ожидать в ближайшие годы уменьшения этой цифры: ведь от нелепых случайностей, способных в одночасье превратить здорового человека в инвалида, не застрахован никто...
Солнце на спицах
Пятый год на базе борисовского санатория "Березина" для инвалидов организовывается лагерь обучения езде на колясках активного типа.