Сохранить и приумножить

Взгляд на октябрь экономиста Михаила Ковалева, декана экономического факультета БГУ, доктора экономических наук, профессора

Октябрь был месяцем громких газетных дискуссий и тихих домашних размышлений на тему: что делать со сбережениями и в какой валюте надежнее хранить? В соседних странах неспокойно. Паники вроде нет, но банки лихорадит. Хотя специалисты отдают себе отчет в том, что такое положение дел в значительной степени вызвано именно действиями валютных и фондовых спекулянтов.


Белорусы — люди спокойные и рассудительные. Они правильно вычислили: шесть с небольшим миллиардов долларов вкладов в банках во всех валютах — это чуть больше месячной зарплаты страны. Такие деньги у государства в любом случае найдутся. Тем более что деньги граждан — самый универсальный ресурс. Короткие зарубежные займы менее удобны. Они дороже, а в условиях финансовой нестабильности вряд ли возможна перекредитовка. Отсюда и стремление относиться к вкладам населения более бережно. Инициатива 100–процентной государственной гарантии их сохранности логична и экономически обоснованна. Убежден, это увеличит норму сбережений населения, которая в Беларуси пока еще недостаточно высока. Норма сбережений — это доля зарплаты, оставшаяся после расходов на потребление. Еще великий экономист Кейнс писал, что по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям, и поэтому банковские вклады растут быстрее зарплаты.


У нас же молодые зарабатывают еще немного и все обычно тратят: нужны и машина, и квартира, и девушку в ресторан сводить. А вот пожилые согласно экономической теории должны сберегать для детей, внуков, себе на старость. Наше же старшее поколение, воспитанное в дефиците, но в уверенности, что обо всем позаботится государство, ведет себя по модели общества потребления. Пресса, ученые, банки должны много сделать, чтобы сформировать новую психологическую модель общества, в которой каждый больше сберегает для будущего, понимая, что «сбережения позволяют перераспределять доход с периодов, когда он высок, на периоды, когда он низок» (выражение лауреата Нобелевской премии Модильяни). В этом случае сбережения будут расти быстрее доходов и средний белорус будет хранить в банках хотя бы три месячные зарплаты.


Считаю, что предложение о 100–процентных гарантиях и отмена декларирования средств во вкладах существенно их увеличат. В том числе и за счет иностранцев. Стабильные, устойчиво развивающиеся белорусские банки для россиян и украинцев станут более привлекательными, чем, например, сегодня латвийские. Тем более что в Беларуси не существует налога на процентные доходы. Но главное и для белорусов, и для иностранцев — что рейтинги, присвоенные авторитетными мировыми агентствами Moodys, S&P, FITCH белорусским банкам и стране в целом, в отличие от России и Украины не снижаются. Это свидетельствует о том, что белорусская модель организации деятельности банковского сектора оправдала себя.


Еще одно преимущество — белорусский рубль привязан к трем валютам: евро, доллару и российскому рублю. Поэтому сбережения в белорусских рублях дают постоянные доходы независимо от взлетов и падений доллара и евро. А шараханье от доллара к евро, золоту и наоборот приводят только к потерям и создают проблемы. Зарубежные эксперты, кстати, предсказывают, что через три–четыре месяца опять за один евро будут давать 1,6 доллара.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter