Источник: Знамя юности
Знамя юности

Софья Эрнст: самая крутая компания, которую можно себе представить, – твои собственные дети

На большие экраны вышел фильм о фехтовальщицах «На острие». Одну из ролей в картине сыграла Софья Эрнст, десять лет своей жизни посвятившая этому виду спорта. Актриса рассказала «Знаменке» о своем непростом поиске жизненного пути, перфекционизме в профессии, воспитании дочерей и рождении долгожданного сына.


– Софья, поздравляю вас с премьерой. Для вас, бывшей фехтовальщицы, это, наверное, была особенная работа?

– Конечно, я была рада возможности вернуться на дорожку, ведь очень скучала по звону клинков, который сопровождал меня десять лет детства и юности. И собственно, это, пожалуй, самое главное, почему так хотела участвовать в этом проекте. Ведь после того как закончила спортивную карьеру, не было момента, чтобы я не скучала по спорту.

– Быстро вспомнили навыки? Или пришлось по новой учиться?

– Немного пришлось учиться, потому что я занималась шпагой, а в фильме у нас рассказывается история саблисток. Их выступления заметно отличаются, разная тактика. Но в любом случае у меня было преимущество перед остальными актрисами, потому что за несколько месяцев сложно на­учиться фехтовать профессионально.

– Кстати, а почему пошли именно на фехтование? Для девочки довольно удивительный выбор – махать шпагой.

– В моем детстве не было четкого разделения на спорт для девочек и спорт для мальчиков. Родители пытались меня пристроить в разные секции, чтобы нашла дело себе по душе. Я училась в музыкальной школе, занималась в каких‑то кружках, но, когда меня привели на фехтование, сразу же подружилась со своим тренером Кириллом Орестовичем Кандатом. Это замечательный человек, он принял меня очень душевно, хотя я не отличалась какими‑то ярко выраженными спортивными талантами. Мы оба сумели друг друга очаровать, и вот на этой дружбе и были построены десять лет моих занятий фехтованием, в результате я стала мастером спорта.

– Почему же не продолжили спортивную карьеру?

– Во-первых, случилась травма, а во‑вторых, я не была готова заниматься только фехтованием и посвятить ему всю жизнь. Когда пришло время поступать в институт, я не захотела идти в физкультурный. Все‑таки мои планы и надежды были направлены в другую сторону. Душа всегда звала меня в творческие дали, куда я, собственно, и пришла чуть позже, поступив в Школу-студию МХАТ.

– Спортсмены и актеры во многом похожи: они все одержимы целью стать первыми, быть лучшими…

– Я с этим мнением совершенно не согласна, у меня другое видение ситуации. В том же фехтовании игрок в первую очередь думает о личных достижениях (хотя есть и командные соревнования), а в актерской профессии ты настолько связан со своими партнерами, что максимально заинтересован, чтобы все коллеги были на пике своей формы. Потому что, чем лучше будет играть каждый участник актерского ансамбля, тем лучше в итоге получится спектакль или фильм. Актерское ремесло подразумевает сотворчество. И я считаю, что это намного продуктивнее, чем конкуренция в том же спорте.

– О чем вы мечтали в детстве? Были у вас кумиры?

– Точно помню, что на стене у меня висел постер Брюса Уиллиса, причем на нем было русскими буквами написано «Брюс Выллис» – через «ы», и я довольно долго считала, что он Выллис. Когда узнала, что он на самом деле Уиллис, очень удивилась. А вообще, я мечтала быть красивой, как мама. И еще очень вдохновлял мой дедушка, я стремилась внутренне приблизиться к нему. Он не похож на всех других, дедушка был как какой‑то сказочный персонаж, словно из другого мира. Ученый, очень любил лес, природу и умел как‑то особенно общаться с животными. Для меня было потрясением, что мой дедушка умеет разговаривать с животными, как волшебник.

– В школе вы хорошо учились?

– Да, я хорошо училась, мне довольно легко все давалось, даже такие предметы, как математика, геометрия, кроме физики, пожалуй. Довольно долго без особых усилий училась на пятерки, но в старших классах началась веселая жизнь, которая стала сильно отвлекать от школы. И в итоге школу окончила с четверками.

С мужем Константином Эрнстом
Фото Максима Каши

– Случались какие‑то максималистские проявления в переходном возрасте?

– В девятом классе покрасила волосы в ярко-розовый цвет, что было тогда ужасно модно. У родителей был шок, хотя я их вообще довольно часто шокировала. Но не обо всем готова сейчас рассказать, если честно. Я в себе успешно совмещала и дисциплинированность, и шалости, и подростковый бунт. Но у меня было полное взаимопонимание с родителями, в этом смысле я счастливый человек. Даже те моменты, которые мне тогда казались трагическими, были абсолютно правильным воспитанием. Это я осознала, став взрослой. Благодарна родителям за все воспитательные меры. А в детстве, конечно, все принималось в штыки, дети же терпеть не могут запретов, даже когда им не разрешаешь пальцы в розетки засовывать, они бунтуют.

– Вы далеко не сразу определились с профессией, почему так долго искали себя?

– Наверное, не могла в себя поверить, но знала, что мое предназначение лежит где‑то в творческой области. И во мне это боролось – неуверенность в себе и жажда себя проявить. Но череда событий и определенные люди, чье мнение для меня важно, все же помогли мне в себя поверить, и все сложилось так счастливо.

– Экономическое образование пригодилось вам в жизни, например, чтобы вести семейный бюджет?

– Я не рвалась на экономический факультет СПбГУ, на этом настояли мои родители. Хотя сразу было понятно, что экономистом не стану. Мне были, мягко говоря, неинтересны всякие точные науки, поэтому выбрала для себя самое гуманитарное, что было, – маркетинг. Все курсовые и дипломные писала по маркетингу, неплохо изучила эту тему за годы учебы, и теперь это дает мне возможность не вестись на разные маркетинговые уловки. Мой разум бдит большую часть времени, и я быстро могу определиться, нужно мне это или не нужно – товар, услуга и прочее.

– Вы всего добились, о чем мечтали, скажем, десять лет назад, когда переехали в Москву?

– Думаю, что да, я всегда знала, что нужно мечтать и все получится. Я счастлива в своей семейной жизни – для меня это было очень важно, у меня есть любимая работа, есть доход. Так что все мечты сбылись, но появились новые. А если какие‑то желания не сбываются, то и слава богу. Вспоминаю какие‑то мечты в 17–18 лет и понимаю, какая же это была глупость.

– Ваши личные лайфхаки, как всегда оставаться в форме? С чего обычно начинается ваш день?

– Стараюсь каждое утро делать зарядку, но иногда на нее физически не остается времени, тогда думаю: «Лучше уж посплю лишние полчаса». Но я все равно обязательно сделаю перед завтраком растяжку и несколько упражнений на пресс. И обязательно слежу в течение дня за своей осанкой, усилием воли себя выпрямляю. Мне кажется, очень важно девушке быть всегда при осанке.

Кадр из фильма «На острие»
Фото Instagram.com

– Насколько строго следите за питанием? Отрабатываете каждый кусочек торта?

– Господь с вами, конечно, нет. Я не могу постоянно находиться в «состоянии диеты», потому что еда дарит мне очень много радости, не могу себя ее лишать. Я неравнодушна к сладкому, не отказываю себе в нем, но пару раз в неделю стараюсь пропускать ужин.

– На карантине какие‑то новые блюда освоили?

– Я очень люблю готовить и делаю это регулярно. Карантин, как и многие семьи, мы провели на даче, и вот там я отвела душу в приготовлении шашлыков. Мне вообще нравится возиться с огнем, а уж готовить на нем – моя отдельная страсть. Домашние всегда ждут, когда приготовлю мясо на огне.

– А экстрим любите? На площадке рветесь сами выполнять сложные трюковые сцены?

– Нет-нет, это не моя история. Хотя в детстве каталась на сноуборде, и мне очень нравилось это ощущение полета. Но у меня было несколько травм, и сейчас на первом месте страх выпасть из обоймы, стать нетрудоспособной. Для меня так ценно время, что лишний раз давно уже не рискую. Наверное, если бы была уверена, что это безопасно, я бы выполнила сама какие‑то трюки. И вот, кстати, прыгнуть с парашютом – такой пунктик есть в моих планах на жизнь, когда‑нибудь это сделаю. И еще была идея прыгнуть на канате с самого длинного подвесного моста в Скайпарке Сочи, высота которого 207 метров. Когда вижу, как люди это делают, то сразу загораюсь. Мне кажется, что ощущение свободного полета – это то, к чему втайне стремится моя душа.

– Какие‑то страхи у вас есть?

– Да, у меня есть конкретный страх – боюсь ездить на машинах. Сама не вожу автомобиль, всегда езжу сзади, пристегнутая ремнем безопасности. Думаю, наши страхи даются нам как нечто оберегающее нас от опасности, так что к ним нужно прислушиваться. Моя интуиция мне говорит, что нужно быть поаккуратнее на дорогах.

– Вы кажетесь очень юной, даже сложно поверить, что вы уже трижды мама. Чему научились за годы материнства, как изменились?

– Меня сложно вывести из себя, я закалилась за те пять лет, что стала мамой. Когда ты понимаешь, что теперь ты старшая и уже нельзя повесить свои проблемы на тех же родителей, приходит осознание ответственности и вынужденного спокойствия. Ты принимаешь для себя решение – либо ты раздражаешься, либо перестраиваешься и смотришь на ситуацию под другим углом. Например, я собиралась на какую‑то важную встречу, надела красивый наряд, который долго выбирала, и уже буквально на выходе подбежали дети, все измазанные краской, и обняли меня. Так вот я научилась спокойно на это реагировать. Мне нравится быть мамой, нравится быть женой, мне приятно что‑то делать для моих любимых людей, заботиться о них, приятно видеть их хорошее настроение. Мои дети вдохновляют меня на то, чтобы быть взрослой и ответственной, хотя в глубине душе я себя таковой не ощущаю.

– Похоже, вы весьма демократичная мама-подруга своим детям?

– Скорее да, но все‑таки устанавливаю границы, придерживаясь при этом правильных интонаций, без криков. Думаю, я многое взяла из своего детства, как меня саму воспитывали, иногда даже ловлю себя на каких‑то речевых оборотах. Помню, моя классная любила произносить фразу: «Ну нет, детка, так дело не пойдет!» И в какой‑то момент я поймала себя на том, что так говорю своим детям. Вроде бы это и ласково, но в то же время очень конкретно указывает на то, что они делают что‑то не так.

– Уже скоро наступит Новый год. Как вы обычно отмечаете его?

– Дома, за большим накрытым столом со всей семьей. Иногда приезжает кто‑то из самых близких друзей. Все проходит очень спокойно, и мы довольно рано ложимся спать. А утром дети просыпаются пораньше, чтобы найти под елкой подарки от Деда Мороза. Пора безудержного веселья и шумных вечеринок для меня минула, мне это уже не слишком интересно. 

– А в целом чем для вас 2020‑й будет отмечен? Ваши главные победы этого года?

– У нас родился сын, и это точно главная радость и победа года, с которой ничто не сравнится. Дети счастливы, что я больше времени могу проводить дома и быть с ними. Мне важно быть другом своим детям, а не просто человеком, который их сверху учит и устанавливает правила. Мне необходимо участвовать в их жизни, в их играх, быть на равных, ведь тогда дети раскрываются совершенно с новых, неожиданных сторон. И в итоге приходит понимание, что самая крутая компания, которую можно себе представить, – это собственные дети.

СОФьЯ ЭРНСТ

Родилась: 12 апреля 1988 года в Санкт-Петербурге

Образование: СПбГУ (экономический факультет), Школа-студия МХАТ

Семья: замужем за Константином Эрнстом, в браке родились трое детей – дочери Эрика (четыре года), Кира (три года), сын (2020 г.р.) 

Карьера: актриса МХТ имени Чехова, снялась в таких фильмах и сериалах, как «Таинственная страсть», «Петербург. Только по любви», «Содержанки», «Союз Спасения» 
Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter