«Сны Купалы продолжаются…»

Нам всем снятся сны. Черно-белые или цветные, сюрреалистичные или похожие на явь. Они — как другой, не похожий на привычный и бытовой мир. Великому Купале тоже снились сны...

Параллельный  мир  классика  с  русалками,  привидениями и  тенями  нашел  достойное  воплощение  на  сцене 

Нам всем снятся сны. Черно-белые или цветные, сюрреалистичные или похожие на явь. Они — как другой, не похожий на привычный и бытовой мир. Великому Купале тоже снились сны. Драма в двух действиях «Сны аб Беларусі», которую поставил режиссер Национального драматического театра имени Янки Купалы Владимир Савицкий, — о глубоком, сложном мире поэта. Состоявшаяся премьера спектакля приурочена к 125-летию классика национальной литературы. 

В постановке заняты народный артист СССР и Беларуси Геннадий Овсянников; народные артисты Беларуси Геннадий Гарбук, Арнольд Помазан и Николай Кириченко; заслуженные артисты Республики Беларусь Зоя Белохвостик, Александр Подобед, Владимир Роговцов; талантливая молодежь: Роман Подоляко, Светлана Зеленковская, Анна Хитрик, Александр Павлов и другие. 

К слову сказать, в последнее время многие обвиняют театры в отсутствии спектаклей, поставленных на основе белорусской литературы. Савицкий — один из тех, кто часто обращается именно к национальным авторам. Театралы уже смогли оценить его работы «Дзікае паляванне караля Стаха» по Короткевичу, «Баладу пра каханне» по Быкову. Премьерный спектакль «Сны аб Беларусі» создан по пьесе «Колыбель четырех волшебниц» Владимира Короткевича и избранным произведениям Янки Купалы. 

— Владимир Константинович, так кого же вы все-таки поставили — Короткевича или Купалу? 

— Изначально постановка задумывалась по произведению Короткевича. После «Дикой охоты короля Стаха» я решил, что нужно «закрепить» этого автора. А с приближением юбилея Купалы захотелось как-то инсценировать и его, посмотреть на те произведения, которые никогда на сцене не появлялись. Так и пришла идея «пропустить» Купалу через Короткевича, сделать мистическую историю, поразмышлять, проанализировать трагический путь. В пьесе нет какого-то примитивного сюжета, есть поток мыслей, снов самого поэта. Мы хотели воплотить в спектакле  весь мир Купалы – трагедию, юмор, любовь, гражданскую позицию. 

— Короткевич — это всегда мистика. А театралы – народ суеверный. Не боялись возвращаться к нему? 

— Знаете, я вообще не люблю простых бытовых историй, они слишком приземляют. В жизни и так много утомительного быта. Зритель же ждет каких-то фантазий и странностей. Мне интересно работать именно с такими людьми и для таких людей. Хотя, не скрою, было страшно приступать к работе. Почему? Просто хотелось показать Купалу с другой, новой стороны. Я решил уйти от клише, поэтому даже праздник Купалье в спектакле не такой, к какому мы привыкли. Именно поэтому привидения, тени, русалки – все неземное, нереальное нашло место на сцене. А кроме того, нужно было показать, что поэзия Купалы – мирового класса. Купала – великая личность, с него белорусская нация начала мыслить, потому мы очень ответственно подходили к работе. 

— Вы не взяли за сюжетную линию какой-то один эпизод из жизни классика, а обратились ко многим темам и вопросам. А на чем расставили акценты? 

— Купала был неоднозначным человеком, жившим в непростое время. Именно поэтому идет большой поток разных фактов, воспоминаний. У него великолепные стихи о любви, в то же время отношения с женщинами всегда складывались трагически. Его гражданской позицией был призыв, а в жизни поэт все-таки сломался. Так что у Купалы было все: и взлеты, и падения. Но сколько бы ни побеждали Пилаты, выигрывают все равно великие поэты. 

— В спектакле занята почти вся театральная труппа. Такое количество актеров на сцене было продумано специально? 

— Это творческий эксперимент. На сцене находятся дети актеров, наша молодая труппа, среднее поколение и «тяжелая артиллерия». Здорово, когда у людей разных возрастов сердца бьются в такт, когда удалось их соединить благодаря стихам Янки Купалы. В спектакле получилась настоящая связь поколений. 

— Сны в спектакле – это… 

— Это наша генетическая память, интуитивная основа, которая передается из поколения в поколение. Сны Купалы продолжаются, и сегодня, я уверен, их будет все больше и больше. Вся жизнь – как большой сон. Именно подсознание стало мощной основой нашей памяти, благодаря которой мы можем передавать из поколения в поколение наши «запаветы». И следует объединяться именно вокруг таких идей, чтобы потом не было мучительно больно просыпаться. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter