Молодые белорусские режиссеры смело заявляют о себе

Смотрите, кто пришел

Национальный конкурс Минского международного кинофестиваля “Лістапад” — пожалуй, единственная у нас площадка, на которой белорусские режиссеры нового поколения могут громко заявить о себе. Вспомните, например, 2015 год, когда главную награду конкурса получил Никита Лаврецкий. Молодому дарованию тогда только-только исполнился 21 год, а на его первый полнометражный фильм “Белорусский психопат” в кинотеатр “Победа”, где проходила премьера, толпами шла молодежь. Мы попросили трех молодых режиссеров, работы которых представлены в разных номинациях национального конкурса в этом году, рассказать о себе и поразмышлять о состоянии нашего кинематографа.

Марина Лукьянова, режиссер анимационного кино

Представлена в номинации “Анимационное кино” с картиной “Волшебство в детском саду” (Беларусь, 2017, 13 мин.).

О чем фильм.  Детский сад — место, где живет волшебство. В мире детей все, что они придумывают, происходит на самом деле. Главное — верить...

— В анимацию я попала случайно. Точнее, по стечению обстоятельств. После окончания гимназии-колледжа искусств собралась поступать в Белорусскую академию искусств. Пришла на консультацию к Олегу Белоусову, а он говорит: “Я тебя знаю”. Оказалось, он видел мою дипломную работу на просмотре в колледже. Что такое собственно режиссура, я тогда особо не понимала. Думала о будущей специальности исключительно с художественной стороны, мне очень хотелось рисовать мультфильмы. Попробовала — понравилось. И нравится до сих пор. Потому что это очень творческий и по-детски захватывающий процесс. И несмотря на годы, а мне сейчас 28, я по-прежнему в душе ребенок и частенько, как говорится, впадаю в детство.

Мне детская стилистика очень близка. Ведь анимация, по сути, и была придумана для детей, они к картинкам более восприимчивы. При этом “детское” — не обязательно “глупое”, всегда можно и нужно вкладывать в работу определенный смысл. При этом важно понимать специфику: избегать взрослых шуток, использовать ярких не “проходных” персонажей. У каждого ребенка должен быть любимчик, появления которого он ждет и которому всегда сопереживает.

Учебу в академии я до сих пор вспоминаю как лучшее время в моей жизни. Преподаватели, наши известные аниматоры Михаил Тумеля и Елена Петкевич, передали нам свои знания, научили “видеть” героев, а главное — подарили веру в будущее анимационного кино. Во многом благодаря этой вере я до сих пор не уехала работать в Москву, как это сделали в свое время многие молодые аниматоры. Впрочем, у меня никогда и не было цели работать в классной конторе, рисовать для большого экрана, получать кучу денег. Я просто делаю то, что мне интересно, и, несмотря на все сложности с показом и продвижением картин, по-прежнему верю в белорусскую анимацию. В ней я чувствую себя в своей тарелке, поэтому мыслей оставить рисование и заняться, например, игровыми фильмами у меня никогда не возникало.

В 2014 году я пришла работать на “Беларусьфильм”. В августе закончила работу над “Волшебством в детском саду” и вскоре уволилась. Почему? Во-первых, у нас отсутствовала техническая база, приходилось работать на своих собственных компьютерах и практически на голом энтузиазме. Во-вторых, и это основная причина, я уже давно вижу себя в коммерческой режиссуре. Для авторского кино, считаю, еще не созрела, нужно поднакопить жизненного опыта. На киностудии делать коммерческое кино, увы, не было возможности, поэтому сейчас работаю режиссером в частной анимационной студии Plumus.

О том, что мое имя значится среди участников национального конкурса “Лістапад”, узнала от знакомых. И была даже не в курсе, какую из работ киностудия выбрала для показа. Рада, что это “Волшебство в детском саду”. Очень люблю эту картину.


Нелла Василевская, режиссер игрового кино

Представлена в номинации “Игровое кино” с картиной “Друзья по переписке” (Беларусь, 2017, 23 мин.).

О чем фильм.  Антон и Лиза знакомы уже год. Они влюблены друг в друга, но общаются исключительно через социальные сети, так как живут в разных городах. Антон решается приехать к Лизе из Москвы в Минск, чтобы перевести их отношения из виртуальных в реальные. Физическая близость подразумевает другие способы коммуникации, которые влюбленным пока не известны...

— В 2012 году я окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности “Режиссура массовых обрядов и праздников”. Но мне очень хотелось заниматься театральной режиссурой, поэтому решила продолжить учебу в Белорусской академии искусств. Увы, набора на театральную режиссуру в тот год не было и я подала документы на режиссуру игрового кино. Попала на курс Ренаты Грицковой и в этом году получила диплом.


С дипломной картиной “Мой брат” мы уже объездили несколько фестивалей. Она стала, например, лучшим игровым фильмом XVIII Международного фестиваля студенческих фильмов “Золотая пятерка”, чуть позже победила в номинации “Лучший фильм для детей” на VI Международном кинофестивале “КиТЫ”. Рассылка своих работ на фестивали — обычная практика для режиссера. Таким же образом мой фильм “Друзья по переписке” попал на нынешний “Лістапад”. С продвижением работ на кинофестивали помогает мой соратник и друг Андрей Кашперский.

В моей творческой копилке около 15 короткометражных лент. В основном снимаю за свои деньги, но с финансированием “Друзей по переписке” помогло Министерство культуры, а “Беларусьфильм” предоставил свою производственную базу — рабочих, технику.

Сейчас я работаю на “Беларусьфильме” по распределению вторым режиссером. Пока, конечно, на чужих проектах. Из последних значимых съемок — фильм Дмитрия Астрахана “Жизнь после жизни”. Работа вторым режиссером, собственно, и составляет мой основной заработок. Часто спрашивают, почему я не уезжаю в Москву. А зачем? Там своих киношников полно, рынок элементарно переполнен. А здесь ниша относительно свободна, есть возможность реализовать себя. Пока, разумеется, не в тех масштабах, в которых хотелось бы, но уверена, что все еще впереди. Как только есть минутка, пишу сценарий своего собственного полного метра.

Верю ли я в будущее белорусского кино? А как я могу не верить? Тогда нужно просто уходить из профессии. На “Беларусьфильме”, кстати, очень хорошая техническая база. И она всегда такой была, еще до реконструкции киностудии. Проблема, скорее, в людях, в их головах... Не знаю, как скоро белорусское кино выйдет из кризиса, но в то, что это когда-нибудь случится, я верю.



Юрий Тимофеев, режиссер документального кино

Представлен в номинации “Документальное кино” с картиной “Агмень” (Беларусь, 2017, 39 мин.).

О чем фильм.  В  деревне Локтыши Ганцевичского района есть необычный клуб-музей. Один из его залов называется “Музей АнтиБахуса”. По сути, это кабинет профилактики. В качестве экспонатов выступает пустая тара из-под спиртных напитков. Создал музей местный житель Николай Ленковец. Кроме экскурсий, здесь проводятся театральные представления. Фильм выходит за рамки традиционной пропаганды здорового образа жизни и поднимает проблему вымирания белорусских деревень.

— Я не выбирал профессию, это она выбрала меня. На киностудии “Беларусьфильм” я начал работать с 2008 года, до этого трудился на телевидении.


Выдвинуть “Агмень” на национальный конкурс “Лістапад” было решением “Беларусьфильма”. Участвовать в фестивалях для режиссеров, безусловно, очень важно, но, на мой взгляд, это не должно быть самоцелью. Я снимаю фильмы не ради призов и наград. Таким образом я просто удовлетворяю какие-то свои внутренние потребности, для меня это такой элемент самокопания.

Продвигать фильмы, отправлять их на фестивали, заботиться о том, чтобы их взяли на ТВ и показали всей стране, — не режиссерская задача. Он должен снять хорошее глубокое кино, а продвигать его обязан отдел маркетинга, который, кстати, на “Беларусьфильме” есть. Не могу сказать, что зритель не видит мои работы. Их часто показывают на фестивалях, они получают множество наград. Снимать кино — смысл моей жизни. Ничего другого для себя я даже не представляю.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter