Сложный пасьянс

В «Белнефтехиме» рассказали, почему вырастут цены на топливо

Мой автомобиль встретил новый год с трепетом своего железного сердца: неужели топливо останется по-прежнему дешевым? Скромные прошлогодние подорожания на пятачок в пять этапов не в счет. Дешевое топливо – благо или беда для экономики? Попробуем разобраться.

Перезагрузка

Логистика – это не только транспорт, склады и другие активы, но и технологии. Но передовые системы автоматизации и интеграции всех бизнес-процессов по перевозке и обработке товарных потоков только-только просачиваются в наши компании. 

Дешевое топливо радует водителей, но тормозит внедрение новых технологий
Фото Виталия ГИЛЯ

Эту тенденцию на профильной конференции отметил председатель Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков Николай Боровой. Он обозначил четко: принцип «загрузил – перевез – разгрузил» уже не работает. Точнее, уже не является конкурентоспособным. Чтобы выжить на рынке, необходимо думать, рассчитывать, расширять спектр услуг, через лупу рассматривать структуру издержек. На  выставке в рамках конференции были, например,  представлены современные тягачи, которые уже анализируют стиль вождения дальнобойщиков в разрезе экономии и топлива, и моторесурса. Но много ли таких автомобилей в белорусском автопарке? 

Чтобы идти в ногу с конкурентом, нашим перевозчикам необходимо в год приобретать 1,5 тысячи таких тягачей на сумму 120—150 млн евро. Конкурировать пока позволяет квалифицированный персонал. Но резерв этого фактора не бесконечен. 

В 2017 году отрасль инвестировала в обновление парка более активно. Но доля автомобилей класса «Евро-5» и «Евро-6», по информации БАМАП, увеличилась всего на 2 процентных пункта. Небольшой плюс лучше былой отрицательной динамики. Но факт остается фактом: логистика и перевозки не купаются в инвестиционных деньгах. Современные автоматизированные комплексы, анализ эффективности проводят и внедряют единичные предприятия. 

И такая ситуация у «международников» — самых продвинутых транспортников. С внутренней логистикой дела обстоят еще более сложно. И корпоративной, и отраслевой. По опыту наших производителей, чтобы автоматизированной системой соединить производство, склад и магазинные полки, необходимо вложить миллионы долларов. Тогда расходы на транспортировку и логистику значительно снижаются. Вложения окупаются с лихвой. Но через несколько лет. И далеко не все компании готовы вкладываться в новые технологии. Намного проще жечь относительно дешевые бензин и дизельное топливо. И за счет этого дисконта хотя бы на каком-то уровне поддерживать свою конкурентоспособность. 

Мнимое богатство

Как-то само собой сложилось и в обществе, и в деловой среде мнение, что наши нефтепереработчики купаются в деньгах. Да, были у наших НПЗ светлые времена, когда баррель «долетал» до 120 долларов, сырье в России стоило значительно дешевле, чем на мировых биржах, в Беларусь поступало беспошлинно… Правда, и тогда внутренний рынок зачастую для переработчиков оставался глубоко убыточным. Но экономику в целом спасали маржинальные экспортные поставки, которые с лихвой покрывали внутренние «минусы». 

Однако пасьянс на нефтетопливном направлении давно изменился. Россия налоговыми маневрами вплотную приблизила стоимость нефти к мировым котировкам. Соответственно, существенно выросла себестоимость бензина и солярки. Реализация продукции на экспорт остается делом выгодным, но рентабельность уже не может закрывать дыры от продаж внутренних. 

При политике сдерживания цен НПЗ еще сводят концы с концами в своей текущей деятельности. Но необходимо же еще и инвестировать в развитие около 1,3 миллиарда долларов. В противном случае к 2020 году, когда Россия планирует уравнять цены на нефть для Беларуси и дальнего зарубежья, наши заводы потеряют конкурентоспособность. Не только по сравнению с западными конкурентами, но и с  российской переработкой. 

Наглядный пример – украинский сценарий. Еще в 1990-е годы нефтеперерабатывающие мощности южной соседки превышали белорусские в три раза: страна могла превращать в топливо около 60 млн тонн нефти в год. Но предприятия отдали в частные руки, толком в них никто не вкладывался, проедая активы. Сегодня они в плачевном состоянии и не могут конкурировать ни по цене, ни по качеству. А доля собственных производителей моторного топлива на украинском рынке составляет всего лишь около 20 процентов. 

Нельзя сказать, что ситуация на белорусских НПЗ критическая. Предприятия постоянно инвестировали в развитие производства. Но сроки реализации последней программы техперевооружения жесткие: Глава государства поставил задачу к концу 2019 года завершить крупномасштабные проекты. В какой-то степени переработчики пока жертвуют своими отраслевыми интересами ради потребностей граждан, реального сектора и экономики в целом. Но меценатство нефтяников не может длиться до бесконечности. 

Малолитражный резерв

Как только заходит разговор о повышении цен на топливо, бенефициары дешевого бензина и солярки в один голос говорят о раскручивании инфляции. Мол, транспортные расходы заложены в розничной цене любого товара. Истинная правда. Но насколько издержки на логистику являются оправданными? Для их снижения имеются огромные резервы. Было бы только желание их использовать. И не только предприятиями, но и частными автолюбителями. 

До сих пор многие соотечественники предпочитают подержанные машины бизнес-класса, весьма прожорливые, и с некоторым презрением взирают на малолитражки. Хотя потихоньку приходим в чувство,  экономичность машины постепенно выходит на первый план при покупке автомобиля. Но этот тренд пока развивается крайне медленно. 

Несомненно, повышение цен на топливо окажет некоторое давление на инфляцию. Но только на первоначальном этапе. Справедливая стоимость топлива заставит всех инвестировать в более экономичные технологии. И в целом выстраивать жизнь под новые реалии. Соответственно, и издержки на транспорт будут снижаться в структуре себестоимости товаров и услуг. 

Несомненно, любой рост стоимости не самое лучшее событие в жизни потребителей. И корпоративных, и частных. Но если цена ниже экономически обоснованной, то рано или поздно «умирает» производство этого товара. И страна попадает в зависимость от иностранных производителей. Поэтому лучше заплатить несколько больше своим, чем потом втридорога – чужим.

В ТЕМУ

Андрей Рыбаков, заместитель председателя концерна «Белнефтехим»: 

— В конце прошлого года, а точнее за август – декабрь,  стоимость нефти выросла на 25,8 процента. В 2018 году на 10 процентов увеличиваются ставки акцизов на моторное топливо. В данных условиях для компенсации потерь НПЗ цены на нефтепродукты необходимо увеличивать.

Причем, подчеркну,  накапливается психологически значительный скачок. Только для того, чтобы компенсировать рост стоимости нефти, надо поднять цены на автозаправках на 23 процента. Концерн считает необходимым, как минимум, привести белорусские цены на автомобильное топливо к паритету с ценами российского рынка, которые сейчас выше на 7—11 процентов. Все возможные меры внутреннего характера для сокращения затрат нашими  НПЗ уже предприняты.

Владимир АНТОНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Виктор
Что то, когда цена нефти резко "упала" не наблюдалось такого же резкого "падения" цен на топливо. Наоборот, они росли. Тогда тоже находились "экономические обоснования" такому действу. Вот теперь опять нас "убеждают". Рост цен на топливо будет означать рост цен на всё. И нету там никаких "резервов для снижения издержек". Вернее есть. Руками и телегами товары перемещать.
Водитель
Кто бы сомневался.... Так и реальные зарплаты приведите к российским....
Надежда
Улыбчивый, упитанный- значит у него все  выше нормального, а будет ещё лучше!
Василий
А когда нефть падала в цене , почему
не снижалась цена нефтепродуктов?
Виктор
Что то, когда цена нефти резко "упала" не наблюдалось такого же резкого "падения" цен на топливо. Наоборот, они росли. Тогда тоже находились "экономические обоснования" такому действу. Вот теперь опять нас "убеждают". Рост цен на топливо будет означать рост цен на всё. И нету там никаких "резервов для снижения издержек". Вернее есть. Руками и телегами товары перемещать.
Сергей, 45, Минск
А ничего, что у людей зарплаты снизились почти в 2 раза? Ерунда, что цены прут, как в последний бой. А если подорожает топливо,то соответственно вырастут цены на все товары и услуги, а ещё посевная, уборочная......
люди на болоте
Это всё в угоду МВФ?А казали мы не прагнемся и нас не наклоняць.Уже давно это сделано.
Сергей, поживший, Минск
Полностью согласен с предыдущими комментариями. Аргументы автора и представителя "Белнефтехима" никак не убеждают. Да и про цены у соседей давно пора забыть, там уровень жизни совсем другой. А если и этих "аргументов" мало, то посмотрите на Украину, как они стали жить "лучше" с повышением цен на все...
Лёха, 35, Минск
А подорожание белорусских овощей с чем связано? Наверно навоз подорожал.
Паша
Все цены сравнивают с другими странами,а вы зарплату сравнивать пробывали?
Сергей, 60, Могилев
Отстегните белоруские НПЗ от жирных котов типа Белнефтехима,которые тянут одеяло на себя и на вливания денег на убыточные предприятия типа Белшины с её филиалами и другими лежачими пластом...Концерн Белнефтехим ничего не производит,а только перераспределяет и получает дивиденты.Поэтому он заинтересован в бесконечном увеличении цен на ликвидный товар,а про неликвидный типа покрышек Белшины цены не повысишь,их и так никто не берет...Накручивать цену-большого ума не требуется,а по другому у них как-то не получается,да и не получалось.Плывут себе по течению,куда вынесет...
вася, 45, минск
ну если поднимут цены на топливо придется людям опять на улицы минска, да и других городов, выезжать и устраивать "интенсивное движение".когда нибудь человеческое терпение лопнет.
В.В.
Справедливо замечено, что снижение цен на нефть на мировом рынке ни разу!!!!! не отразилось на снижении цен на топливо на внутреннем белорусском рынке. И плач нефтяников скорее похож на "плач перепелки".. плач побольше, вдруг , что и выгорит. И станет жить еще лучше.. кому? Нефтяникам, точнее сказать, тем, кто продает нефтепродукты. Плачущим даю БЕСПЛАТНО сильный аргумент в их пользу на фоне нынешних дебатов о подготовке белорусов к повышению цен на бензин: в Минске в магазинах питьевая вода (под любыми красивыми названиями типа "кристально чистая" или "из святого исчтоника") в пол-литровых бутылках дороже бензина. И это для синеокой Беларуси, где более 200 месторождений воды, где рек и озер - хоть залейся. Так что нефтяники вам впору "голосить": нельзя продавать бензин по цене ниже, чем простая вода...Вам же все равно наплевать, что это не бензин дешевый, а вода супердорогая.
Не верю
Инфляция ВСЕГДА начинается с роста цен на товары и услуги гос.монополистов(топливо,жкх,налоги,питание в школах и т.д.

Россия продаёт нефть Беларуси для внутреннего потребления по мировым ценам?  
Виталий, 55, Гомель
Почему растут цены на бензин?
Это же элементарно:
1. Когда растут цены на нефть, а бензин делается из нефти, то и цены на бензин должны расти.
2. Когда цены на нефть падают, то нефтяникам приходится повышать цены на бензин, чтобы компенсировать падение доходов от цен на нефть.
3. Когда цены на нефть стабильные, то цены на бензин растут, потому что инфляция.
И кому тут что не ясно?
Георгий
Виталий, 55, Гомель написал:
2. Когда цены на нефть падают, то нефтяникам приходится повышать цены на бензин, чтобы компенсировать падение доходов от цен на нефть.
Странный довод. Купили по меньшей цене тот же объем нефти, произвели тот же объем бензина, продали его по прежней цене. Отсюда следует, что доход (прибыль) нефтяников вырос (выросла). Откуда Вы взяли падение доходов?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?