Сколько стоит надежда?

"В совокупности всех факторов, влияющих на здоровье человека, вреднее, чем труд бортпроводника на воздушном судне, нет.
"В совокупности всех факторов, влияющих на здоровье человека, вреднее, чем труд бортпроводника на воздушном судне, нет. Быстрая смена часовых поясов, резкое изменение атмосферного давления на взлете и при снижении, кислородное голодание, шумы, вибрации, турбулентность, повышенная радиация. Но при этом бортпроводник должен выполнять свои обязанности, изложенные в "Наставлении по производству полетов", неся за них строжайшую ответственность, вплоть до уголовной".

Приведенные строки российских медиков-исследователей Волкова, Сиволапова, Нестерука в наших местных условиях подтверждены и печальной статистикой. С 1975 по 1985 годы от болезней и в воздушных катастрофах в Беларуси 2 бортпроводника погибли и двое тяжело травмированы. Тогда им не было и 30 лет... Чем же привлекала людей столь опасная работа? Романтика воздушных странствий? Возможность заработать пенсию при выслуге лет? Вероятно, и то и другое, ведь пенсия в 120 - 132 рубля была в советские времена достаточно высокой. А сегодня? Пенсия бортпроводника колеблется от 70 до 80 тысяч рублей, что в долларовом эквиваленте в четыре раза меньше прежней. Можно с уверенностью утверждать, что "изобретатели" оскорбительных пенсий и понятия не имеют о вредности летного труда бортпроводников. Однако бортоператоры, занятые на перевозке промышленных товаров и различного оборудования на воздушных судах, получают пенсию в 2 раза больше. Почему? Разве работа с пассажирами по морально-психологической нагрузке легче? Разве не такую же ответственность за сохранность грузов и их размещение на борту самолета несут и бортпроводники, если самолет в целях большей эффективности полета может быть догружен до полного взлетного веса?

Инициативная группа бывших бортпроводников гражданской авиации для решения вопроса в определении пенсий направила свое обращение в Администрацию Президента, в Федерацию профсоюзов, в Госкомитет по авиации, депутатам, в Минздрав и везде получила поддержку. Кроме Министерства труда и социальной защиты. Оттуда пришел ответ, содержащий лишь констатацию статей, на основании которых начисляются пенсии.

В Беларуси не более 150 пенсионеров-бортпроводников гражданской авиации, около 30 из них имеют летный трудовой стаж более 15 лет, что дает им право по налету часов и выслуге лет на более достойную пенсию, так же как и бортоператорам. Последовательные действия Президента Александра Лукашенко, добивающегося более справедливых решений в интересах народа, позволяют надеяться, что и голос бортпроводников будет услышан.

Роман КАРАВКИН, член президиума Совета ветеранов Октябрьского района Минска.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter