Символ 2019-го года - Желтая Свинья (Кабан) - в мифологии разных народов

Сила вепря

Кабан — обычный аборигенный вид нашей фауны и издревле он один из основных объектов охоты. Правда, в последние годы из-за африканской чумы свиней дикие кабаны попали “под раздачу”, во многих регионах и вовсе встал вопрос об их поголовном уничтожении. Как бы там ни было, этот вид не исчезнет, утверждают ученые. Кроме того, люди давно научились выращивать домашних свиней, имеющих “дикую” родословную.

С “ножницами” во рту

Фото БЕЛТА

Дикий кабан — довольно крупное животное. У самцов верхние и нижние клыки торчат изо рта вверх и хорошо заметны. Длина нижних достигает 28 см (наружная часть может выступать на 10 см). Смыкаясь, верхние и нижние клыки образуют своего рода ножницы. Есть клыки и у самок, но они значительно меньше и снаружи незаметны.

Эти животные могут быстро бегать на короткие расстояния, неплохо плавают. У них хорошо развиты обоняние и слух, а вот зрение довольно слабое. Если стоять тихо, не шевелясь, и ветер дует со стороны кабанов, они могут пройти рядом с человеком и не заметить его. Как правило, кабаны не нападают на людей, если их на это не спровоцировать. Агрессию по отношению к человеку проявляют разве что раненые звери, которых преследуют, и свиноматки, защищающие поросят.

Дикие кабаны всеядны, их рацион состоит из растительной и животной пищи. Главный способ добычи корма из почвы и лесной подстилки — рытье. За сутки кабан “перепахивает” от 8 до 170 кв. м почвы, а за год — 4—5 гектаров!

Стадо диких кабанов состоит из свиньи-вожака и ее потомства разных поколений либо это семейный союз нескольких родственных самок с потомством. В стаде — четкая иерархия. Все самцы на втором году жизни уходят из стада и покидают участок его обитания. Первое время они держатся небольшими группами, а когда взрослеют, между ними начинаются конфликты за право обладать самками, и группы распадаются. В стадо самцы приходят только в период гона — в ноябре-декабре, в остальное время года взрослые секачи ведут одиночный образ жизни.

Мифы и “вещдоки”


Мифы Древней Греции содержат многочисленные описания охоты на вепрей. Мифический герой Тезей спас область Кромион от свирепого вепря Фийя, а Геракл, совершая один из своих подвигов, поймал живого кабана — опустошителя полей — и доставил его в Микены.

В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — “головы вепря” на шлеме воина. Этот знак известен также по микенским и римским археологическим памятникам. У германцев существовало предание о происхождении их племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрем.

В древнехеттских текстах “свинья тростников” упоминается как одно из “животных Бога”. В мифологии полабских славян огромный кабан, сверкая белыми от пены клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда их священному городу Ретра грозит беда.

В Беларуси амулеты из клыков вепря встречаются на памятниках культуры штрихованной керамики и днепро-двинской культуры, датирующихся ранним железным веком. Римский историк Тацит отмечал, что древние балты, жившие некогда и на наших землях, носили с собой фигурки кабана, которые заменяли им оружие и оберегали даже в гуще врагов. В белорусском фольклоре есть предания, что свинья, роясь в земле, нашла криницу, которая послужила источником большой реки (в частности, Березины).

На домашнем пайке


Обнаруженные археологами черепа свиней с явными признаками одомашнивания относят к мезолиту, более частые находки датируются неолитом. Рядом с ними из домашних животных находили лишь кости собак. Это свидетельствует о том, что свинья стала вторым после собаки домашним животным.

Древнегреческие авторы часто упоминают домашних свиней, причем о свиноводах отзываются с большим уважением. Так, в “Одиссее” рассказывается о “божественном свинопасе” Евмее, который имел 600 свиноматок и 360 кабанов.

Хорошо было развито свиноводство в Древнем Риме. Судя по различным изображениям животных того времени, римляне уже имели культурные породы свиней с хорошими мясными качествами. Римский писатель и философ Сенека описывает одну из таких пород, представители которой весили до 250 кг при толщине подкожного сала до 30 см.

Выкормили “каляду”


У многих европейских народов свинья являлась жертвенным животным. Считалось, что обрядовое употребление в пищу свинины должно способствовать хорошему урожаю и семейному счастью.

Отголоски древних жертвоприношений, связанных с магическим культом свиньи, сохранились и в народной культуре белорусов, в том числе в традиционном колядовании. Откормленную свинью чаще всего резали перед Колядами, причем в народе она и называлась колядой (“Добрую каляду сёлета выкарміў”). Известный белорусский этнограф Адам Богданович (отец поэта Максима Богдановича) писал: “Белорусы употребляют слово “каляда” в двух значениях — как название праздника и наименование продуктов, приготовленных к Колядам из свинины: колбас, сала, окороков”. В данном случае свинья символизировала достаток и благополучие.

В восточной традиции Желтая Земляная Свинья (Кабан) также олицетворяет семейное и финансовое благополучие, стабильность, трудолюбие и жизненную силу. Чего мы и вам желаем в наступающем году!

Константин Шумский, кандидат исторических наук

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter