Школьник, будь здоров!

Врачи озабочены ростом детской заболеваемости. Из школьной поры мы выносим самые радостные воспоминания. А еще, по мнению некоторых родителей, сколиоз, миопию и проблемы с желудком...

Врачи озабочены ростом детской заболеваемости 

Из школьной поры мы выносим, как правило, самые радостные воспоминания. А еще, по мнению некоторых родителей, сколиоз, миопию и проблемы с желудком... И врачи-педиатры озабочены всерьез: за последние четыре года зафиксирована тенденция роста общей детской заболеваемости. 

В школьный период формируется не только физическое, но и моральное здоровье. Так стоит ли ситуацию с детской заболеваемостью пускать на самотек? И в чем причина печальной динамики — неправильно организованном, перегруженном информацией учебном процессе, как утверждают родители, или микроклимате, жилищных условиях семьи, что также не исключают медики? А может, не стоит рассматривать одно в отрыве от другого? В столице стартовал серьезный школьный проект, цель которого — проследить, где, в каком возрасте, на каком отрезке образовательно-воспитательного пути ребенок теряет здоровье. 

Проблема нешуточная. Данные углубленных медицинских осмотров детей свидетельствуют, что за период  обучения в школе число ребят с нарушениями остроты зрения и осанки увеличивается в 2—3 раза. Получается, верно утверждение о том, что факторы риска во внутришкольной среде действительно существуют. 

Стремительными темпами стал слабеть сильный пол. В 32 % случаев вес юношей выше либо ниже нормативных значений. У пятой части подростков после физической нагрузки наблюдается неадекватная реакция сердечно-сосудистой системы, у такого же количества мальчишек — низкие резервные возможности дыхательной системы. 

Неблагополучная ситуация прослеживается во всех регионах страны, однако реализовать проект «Социально-гигиенический мониторинг учащихся» пока решили только в столице. Инициаторами его стали Минский городской центр гигиены и эпидемиологии, комитеты по образованию и здравоохранению Мингорисполкома, рассказала «Р» координатор проекта, начальник отдела информационных образовательных технологий филиала БГУ «Центр информационных ресурсов и коммуникаций» Ирина Тарасюк. 

— С октября мы приступили к реализации проекта. Забегая вперед, скажу: результаты, которые надеемся получить уже к концу текущего учебного года, не будут пока открыты для общего пользования. Такая информация нужна в первую очередь медицинским работникам, гигиенистам, педагогам для того, чтобы они могли проследить, как за год изменились показатели здоровья ребенка, что послужило тому причиной: плохое питание, неудовлетворительное качество воды, недостаточное освещение в школе, учебная нагрузка, условия проживания в семье или дефицит движения. В свою очередь и родители, безусловно, будут обладать заключительными данными, как и специалисты комитетов по образованию и здравоохранению Мингорисполкома, — отметила Ирина Тарасюк. 

Проект — новинка. Как с ним работать, педагогов, специалистов районных центров гигиены и эпидемиологии, медработников уже обучили на специальных семинарах. Например, внести общие сведения об ученике, данные об уровне физической подготовленности, информацию о семье, жилищных условиях учащегося, уровне учебных достижений ребенка — обязанность классного руководителя, учителя физкультуры и  социального педагога школы. Данные об уровне физического развития (рост, вес, острота зрения, состояние позвоночника, давление и пульс, номер поликлиники, где ребенок обслуживается и многое другое) вносятся медработниками. Карту оценки санитарно-эпидемиологического благополучия школы заполняют врачи-гигиенисты. 

— Собрать досье на каждого столичного школьника из всех общеобразовательных учреждений планируем уже к декабрю. После чего пройдет рабочее совещание, на котором будут обсуждаться плюсы и недоработки проекта, — замечает Ирина Тарасюк. 

Это не все новшества, с которыми предстоит ознакомиться родителям и по которым будут работать педагоги в текущем учебном году. К примеру, в некоторых столичных школах стал действовать проект «Автоматизация школьного питания». Он предоставляет возможность безналичного расчета за обеды, а также дает возможность папе и маме проверить, что, воспользовавшись электронной карточкой, купил ребенок в школьном кафе или столовой. 

Комбинаты школьного питания также не стоят в стороне от активной информатизации образования. Они разработали и регулярно предоставляют рекомендуемое меню детских обедов, причем с учетом пожеланий детей. А в случае, когда у ребенка заканчиваются деньги на питание и у родителей нет возможности незамедлительно пополнить счет, о чем маме или папе будет сообщено компьютерной системой (например, при помощи СМС-сообщения на мобильный телефон), он может поесть в кредит. Это, считают специалисты, также будет способствовать сохранению здоровья школьника. Ведь даже то, что в понедельник, к примеру, вместо нелюбимого горохового супа по пожеланию ребенка поставят тарелку молочного, согласитесь, маленький повод для поднятия настроения.    

Все эти нововведения значительны для столицы. Неплохо было бы, чтобы такой опыт переняли и другие области и районы страны. Тем более что велосипед для этого, как говорят, изобретать совсем не нужно: необходимой информацией поделятся разработчики проекта. Озабоченность состоянием здоровья молодежи все больше видна на уровне руководства системы образования и лично Президента. После рабочего совещания у главы государства, которое состоялось в феврале этого года, Министерством образования разработан и утвержден План мероприятий по устранению перегрузки учащихся. В соответствии с ним в системе национального образования появились предметные образовательные стандарты, обязательный материал сокращен на 20 процентов, отметила главный инспектор Управления общего среднего образования Минобразования Светлана Простакова. В разработке плана принимали участие не только специалисты отраслевого министерства, но и подконтрольных ведомств —  сотрудники Национального института образования, Академии последипломного образования, Департамента контроля качества знаний. В соответствии с документом пересмотрены и планы курсовой подготовки педагогов: в них включен материал по оптимизации учебных программ. Так, теперь не допускается дублирования информации в нескольких школьных дисциплинах одновременно, строгому анализу подвергается использование так называемого вариативного компонента — факультативов, курсов по выбору. Контролируется и соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм в учебном процессе. В ближайшие годы станут чаще проводиться различные семинары, курсы, конференции для педагогов. В них непременно будут включены вопросы оптимизации учебной деятельности школьника. 

На снимке: комбинаты школьного питания регулярно предоставляют рекомендуемое меню детских обедов, причем с учетом пожеланий детей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter