Белорусские учителя присоединились к онлайн-курсу по профилактике насилия среди подростков

Школам предлагают уроки мира

Если совсем недавно стрельба в школе, нападения на учителей и одноклассников были новостями заморскими, из американских школ, то в этом году сразу несколько таких громких ЧП произошло и в России. Пока соседи размышляют, как справиться с ситуацией, наши педагоги тоже держат руку на пульсе, думая о работе на упреждение. В мае у специалистов, работающих с подростками, а также их родителей появилась уникальная возможность: на базе Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО набрали группу на бесплатный онлайн–курс, где обучают современным подходам в предотвращении насилия в учреждениях образования. За 72 часа все желающие могут освоить методы, которые помогут уберечь подростка от неверного шага. К слушателям курса присоединилась и корреспондент «СБ».

На презентации курса в Минском областном институте развития образования.
Специалисты бьют тревогу: даже безобидные, казалось бы, насмешки и уж тем более травля могут достичь той точки кипения, когда школьник решит выплеснуть накопившуюся злобу. Вот и по следам недавних российских историй эксперты после общения с детьми выяснили: над теми, кто взялся за оружие, насмехались с младших классов. Одному парню, скажем, не раз разбивали очки, даже заставляли бегать вокруг школы по снегу босиком. А когда тот пожаловался папе, получил ответ: мол, не обращай внимания, будь мужчиной... Правильно ли это? Виталий Никонович, зампредседателя РОО «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО», в школьные годы сам испытал, что такое буллинг. И, оглядываясь назад, понимает, что были среди его одноклассников и те, кому досталось больше:

— У нас за первой партой сидел мальчик, в адрес которого постоянно отпускали какие–то шуточки. Не знаю, что с ним сейчас, знаю только: тогда от класса он сильно пострадал... Основой нашего учебного курса стало пособие ЮНЕСКО «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях». В 2016 — 2017–м онлайн–обучение по нему прошли 3 группы слушателей: более 2.000 специалистов из 14 стран. Конечно, чтобы правильно реагировать на такие вещи в школе, нужны и практические инструменты. Поэтому в онлайн–курсе под каждый модуль есть задания: мы педагогов и директоров школ просим применить изученное в процессе работы и рассказать нам о результатах.

Всего же за 72 академических часа предлагают освоить 4 учебных модуля. Регистрируюсь на курс как слушатель, и первое, что мне предстоит — изучить феномен насилия в образовательных учреждениях. Из материалов узнаю, что ему подвергается каждый десятый школьник. А в возрасте от 11 до 15 лет каждый третий или участвовал в драках, или становился чьей–то жертвой, или сам кого–то обижал. Более того, любой пострадавший от буллинга, как правило, переживает три основные фазы принятия своего положения, конечным итогом чего может стать в том числе попытка суицида. Следующий шаг — мне надо научиться эффективно реагировать. И не только защитить обиженного ребенка, но и грамотно разобраться с его мучителями, а также просто свидетелями. Проблема ведь еще и в том, понимаю из курса, что в лучшем случае лишь каждая четвертая жертва готова обратиться за помощью к учителям. Неведение старших дело, естественно, только усугубляет. А исследование в белорусских реалиях и вовсе показало: в большинстве учреждений отсутствуют какие–либо инструкции по выявлению случаев насилия в отношении детей и оказанию им помощи...

Виталий Никонович.

Перехожу к третьей части курса, которая посвящена поддержанию позитивного климата в учебном заведении и профилактике подобных ЧП, в том числе работе службы примирения. Вообще, проблема буллинга выходит далеко за пределы школы. И в России уже появились так называемые службы медиации, которые работают с участниками ученических стычек. У нас такие проекты пока были лишь точечными, но в этом году в планах у Минюста совместно с ЮНИСЕФ запустить аналогичный «пилот» и в некоторых школах. Пойдет дело — можно будет говорить о расширении эксперимента. Напоследок же мне надо освоить навыки по формированию и развитию в учебном заведении доброжелательной и комфортной атмосферы. Культура мира и умение вести переговоры — и для иного взрослого непростые задачки, что уж говорить о подростках!

Чем больше информации впитываешь, тем яснее понимаешь: вчерашние методы уже не работают, к новому поколению нужен другой, более современный подход. В чем смысл? Виталий объясняет: первое и самое важное — признать проблему. Увы, до сих пор директора гимназий и лицеев не хотят подтверждать, что затравить ученика могут и в их престижном учебном заведении. Хотя анонимное анкетирование показывает: такое встречается везде. Второе правило — осознать, что за внутреннюю психологическую атмосферу отвечают не только школьный психолог и социальный педагог, а каждый участник образовательного процесса — от директора до сторожа. Потому что немало конфликтных ситуаций зарождается в гардеробе, туалете, других укромных школьных уголках. Наконец, на уровне школы просто необходима своя нормативная база с четким алгоритмом действий на случай буллинга. И уж само собой, каждое из происшествий должно регистрироваться.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter