Щучьи зубы

Помимо общих представлений о рыбе, существуют разнообразные народные поверья о некоторых отдельных их видах. Считалось, например, что щучьи зубы и кости способны успокаивать колющую боль: от колотья в боках или в груди на Витебщине и в Новгородской губернии пили настой щучьей челюсти или порошок сушеных щучьих зубов.

Русские вешали челюсть первой пойманной в этом году щуки над входом в дом для предохранения домашних от всякого зла, а хребтовые кости привешивали к воротам, чтобы обезопасить скот от эпидемических болезней.  Щучьи зубы собирали и носили при себе, чтобы летом не укусила ни одна змея.
В Могилевской губернии в основание гнезда, устраиваемого для наседки-гусыни, клали щучьи зубы, чтобы щука не хватала гусят, когда они начнут плавать по воде. В Гомельской области щучью голову использовали для оберега скота: когда весной в первый раз выгоняли коров на пастбище, ее подкладывали им под ноги.
С ершом у рыболовов связана плохая примета: если ерш попадется первым, промысел будет неудачным. Злых и строптивых людей образно уподобляли ершам. В русской сказке о мужике, взявшем в жены дочку черта и убежавшем с ней, она, спасаясь от погони, превратила мужа в море, а сама обратилась в ерша.
Согласно представлениям сибиряков у стерляди есть свой царь. Его жилище убрано самоцветами и жемчугом и находится в глубокой яме на самом дне реки. Там он живет со своей женой — водяной русалкой. В ясные лунные ночи она выходит на берег, садится на камень и расчесывает золотым гребнем свои зеленые, как тина, волосы, а стерляжий царь плещется вокруг нее и трется о ее белую ногу...
Леща, а также язя рыбаки западной Беларуси и северо-восточной Польши считали умными рыбами. Во главе каждой стаи лещей или язей (реже — голавлей) есть свой предводитель, царь или король (“вожак”, “часовой”, “разведчик”), который охраняет своих рыб, ведет их за собой и умеет выводить из невода.
Плотву, согласно народному лечебнику, нельзя есть тем, кто болен лихорадкой. Белорусские и польские рыбаки считали, что если первой выловленной рыбой окажется плотва, то это сулит удачную ловлю. У русских в Ярославской области плотву, особенно с ярко-красными плавниками, называли князем или князьком.
Слово “князь” встречается и в названии сельди с розовыми плавниками, которая плывет впереди стаи. Речную сельдь, чаще всего чехонь, называли бешеной рыбой, бешенкой или бешаницей. Волжские рыбаки верили, что съевший ее станет безумным.
Карп считался у болгар рыбой, посвященной святому Николаю (в частности, воспринимался как его слуга), и являлся ритуальным блюдом в Николин день 19 декабря. Согласно болгарской легенде святой Николай плыл однажды по морю в лодке. Поднялась буря, и волны пробили дно. Святой опустил руку в воду, схватил карпа и заткнул им пробоину. Роль карпа в этой легенде аналогична роли змеи в народных легендах о Ноевом ковчеге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter