Съезд непобедителей

Революция всегда поднимает на гребень самых разных людей – и сводит их на время вместе. Так случилось и с Февральской революцией в России, так случилось и в марте 1917-го (по старому стилю) в Беларуси. А по нашему календарю это было 7 апреля – в этот день в Минске состоялся съезд белорусских национальных организаций.

Зачем об этой дате вспоминает социал-демократ Анатолий Сидоревич из БСДП (Грамада)? Ну, он историк, а еще литературный критик. И когда художественное восприятие прошлого борется с документальным, ничего хорошего вдумчивому читателю ждать не приходится: желание сделать историю «красивой» всегда победит. Особенно если это – история «твоей партии». А нам, людям беспартийным, придется вновь отделять исторические зерна от художественных плевел. 

Отношение к тому съезду в обществе хорошо иллюстрирует факт, что до сих пор наш историк не знает, где, собственно, он проходил. Даже политические активисты того времени не сочли нужным запомнить место. С другой стороны, их тоже можно понять: Аркадий Смолич, будучи тогда главой минской организации Белорусской социалистической громады, просто разослал приглашения, на которые, вроде бы, откликнулись 150 человек. По тем временам немало – но куда они собирались и съехались? На вечеринку? На званый ужин? Потусить, если современным сленгом?

А.Сидоревич уверенно заявляет: «съезд отличался единодушием во всех важных вопросах». Можно, конечно, поверить и на слово, но как быть со следующей его же фразой: «В скором времени его участники разойдутся во взглядах. Жилунович и Фальский станут коммунистами, Смолич и Заяц войдут в Раду БНР, Земкевич станет правым, Алексюк встанет на пропольские позиции»? Странное получается единодушие. Разве что все вместе «дали отлуп эсеру Метлину, который с трибуны заявил, что белорусов не существует», - так дружить против кого-то у человечества всю дорогу получается лучше всего. Нашим ли социал-демократам этого не знать?

«Среди комиссий, которые были сформированы, выделялась этнографическая, - вновь литератор берет верх над историком, потому как не дает фактов, чем же выделялась. - Ведь вопрос этнографических границ был одним из самых острых политических вопросов в то время». Заметьте, политических – то есть требующих вдумчивого, ответственного и дальновидного подхода, как минимум. Через год так называемая «Рада БНР», объявив себя правительством страны, пополам разделенной германско-российским фронтом, сама определила границы своей желаемой юрисдикции: от Белостока через Вильну к Двинску и от Великих Лук далеко за Смоленском к Брянску. Вопрос не в том, преобладало ли там белорусское население, – преобладало. А вот ответьте: сразу же настроить против себя практически всех соседей – это и называется «политика»?

В наше время все «креативные» личности, от сценаристов до художников, убедились в горькой истине: «идея ничего не стоит». Поэтому трудно разделить восторги А.Сидоревича по поводу того, что «впервые были сформулированы белорусские постулаты». Идея независимости, идея суверенитета, самостоятельного пути и своего места в мире – хорошая идея, кто бы спорил. Но только тогда, когда есть кому ее реализовать, защитить, укрепить и неустанно отстаивать. А съезд «избрал белорусское представительство перед российским Временным правительством и местными органами власти», затем делегация съездила в Петербург, чтобы, по словам историка-литератора, «заявить о правах белорусской нации. Воспоминания о поездке оставил Годлевский. Закончилась она ничем». Конфуз, однако… Что ж, зато «впервые сформулировали».

Помните лозунги, под которыми большевики, как бы кто к ним ни относился, не только провели Октябрьскую революцию, но и победили в Гражданской войне, да еще и с участием стран Антанты? Отстояли свою независимость? «Землю – крестьянам, фабрики рабочим…» А съезд избрал Белорусский национальный комитет (БНК), который должен был стать, по задумке съехавшихся, органом власти на всех белорусских землях. Во главе поставили Романа Скирмунта – помещика, землевладельца, бывшего депутата Государственной Думы, члена Государственного Совета. А что, хороший выбор, главное – правильный. Своевременный и очень «подходящий» тому народу, от имени которого с удовольствием говорил каждый «делегат» съезда.

«Первый в истории съезд белорусов. Как левые, так и правые, как политические, так и культурные деятели собрались вместе, чтобы обсудить будущее» - это все верно, это историческая дата и определенная веха. Но давайте уже перестанем шарахаться из крайности в крайность, автоматически провозглашая хорошим все, что не связано с Советским Союзом. Это же наша история, мы никому ничего не должны, поэтому сами спокойно можем разложить по полочкам: этот что-то делал, а этот – болтун; идея хороша, да коллаборационистам досталась; вот – реальные достижения, а вот – надувание щек. Только так можно придти к действительному пониманию своей истории и к истинному национальному согласию.

Кстати, если уж говорить о реальной независимости, то «Декларацию прав народов России» от 2 (15) ноября 1917 года» провозгласили те самые большевики, которые не приняли БНК. Там было и «право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Финны, граждане Финляндской Республики, например, помнят.

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter