Режиссер Юрий Грымов обещает встряхнуть театральный мир

Сегодня на сегодня

Тут у нас порой раздается нестройный хор голосов: мол, театр отжил свое, только зря он расходует воду и электричество. Лают его, голубчика, всякие стервецы и лавочники, даже не краснеют. Почему же тогда, хочется мне спросить, вокруг театра происходят архиэмоциональные перепалки? Вспыхивают общественные бури и противостояния? Вот недавно артист Николай Бурляев выразил острое недовольство той траекторией, куда несется птица–тройка московского «Гоголь–центра» под управлением Кирилла Серебренникова. За попытки коверкать систему Станиславского скоро будут добавлять экспериментаторам полоний в чай.


Еще хочется спросить, если театр отжил свое, почему большой кинематографист Юрий Грымов, чей сериал «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой на голову выше всех сегодняшних «Гречанок», отказался от хлопушки и занял кресло художественного руководителя театра «Модернъ». Прежний режиссер Светлана Врагова действительно театр запустила, больше мелькала в студиях различных ток–шоу. Дошло до того, что вход в театр народной артистке России с ее слов стал запрещен. Видать, крепко она кому–то насолила. Если учесть, что «Модернъ» ею же был и основан в 1988 году, то финал театральной карьеры получается уж совсем какой–то бесславный. Грымов же, некоторое время назад приезжавший в Минск судить фестиваль мобильного кино, без сантиментов затеял настоящую перезагрузку «Модерна», изучить которую не мешало бы и нашим театральным менеджерам.

Сначала Юрий Вячеславович справедливо рассудил: не замахнуться ли нам на Олдоса нашего Хаксли и его знаменитую антиутопию «О дивный новый мир». Мировой бестселлер еще никто не отваживался ставить на театральной сцене. Не важно, что получится в итоге, главное, ввязаться в драку. Тем более что благодаря своему решению Грымов оказывается в одной теплой компании с голливудскими звездами первой величины — Леонардо Ди Каприо и Стивеном Спилбергом. Он словно бы утвердительно отвечает на классический вопрос, столь распространенный в пивных: третьим будешь? Буду и ничем не уступлю ни в амбициях, ни в размахе! Леонардо Ди Каприо собирается снимать фильм по роману Хаксли, Спилберг — сериал, а Грымов предложит «модерновую» театральную постановку.

Почему нет? Каждый выбирает по себе: женщину, религию, пьесу. Всего их, кстати, в портфеле режиссера уже 12. Меня больше взволновало и разбередило другое: Грымов собирается распахнуть двери своего театра для всех желающих. Его амбициозный проект будет называться «Приходите сегодня»: «Потому что «Приходите завтра» — это никогда, — взволнованно цитирую я режиссера. — В своей жизни я довольно часто это слышал. Возможности у всех должны быть равными. Любой адекватный человек будет услышан в нашем театре и сможет здесь ставить. Приносите синопсис, пьесу, краткое содержание, сделайте хорошую презентацию проекта — объясните, что вы хотите им сказать. Худсовет будет заслушивать их раз в три месяца».

Если он так будет продолжать, то долго здесь не продержится, слышу я ехидные фейсбучные шпильки. Грымов ломает всю сложившуюся парадигму, традицию, распорядок сил. Он с удивлением и любопытством ребенка повернулся лицом к Мельпомене в надежде рассмотреть в ней человеческие черты. Интересно, если бы в Беларуси какой–нибудь Манилов от режиссуры объявил такой вот «сезон открытых дверей», пришел бы кто–нибудь? Что–то сомневаюсь и буду рад, если кто–нибудь развеет эти сомнения. А захочет кто–то ставить Хаксли, то, скорее всего, не сможет так лихо, по–купечески заплатить необходимую сумму за приобретение прав на постановку. Вот и приходится пока самовыражаться в пределах романтичных «Сказок старого Арбата» Алексея Арбузова и «Плутней Скапена» Мольера.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 25 (25160). Вторник, 7 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter