Что стоит за очередным продлением Евросоюзом санкций против России?

Санкционный ритуал

На этой неделе стало известно о решении Евросоюза продлить санкции против России еще на полгода. Они были введены в 2014 году в связи с присоединением Крыма, что в ЕС трактуют как аннексию, а также с ситуацией в Донбассе. Именно с урегулированием донбасского конфликта в рамках минского процесса европейские политики связывали возможность ослабления санкционных тисков. Но учитывая отсутствие реального прогресса в мирных переговорах, решение Европы было вполне ожидаемым и носит сугубо технический характер. Подобные пролонгации Брюссель, в конце концов, осуществляет уже не первый раз.



Еще одной неприятной (хотя, опять же, вполне прогнозируемой) новостью для Москвы стало решение амстердамского суда передать Украине коллекцию скифских золотых украшений, принадлежавших крымским музеям. Коллизия возникла из-за того, что коллекция скифского золота оказалась на выставке в Нидерландах как раз в тот период, когда Крым переходил под юрисдикцию России. Неопределенность государственной принадлежности коллекции привела к тому, что она зависла в Нидерландах на два года на время разбирательств. И вот суд принял решение, в очередной раз подтвердив глубокое несовпадение представлений России и западных стран о принципах международного права.

Таким образом, основные проблемные узлы российско-европейских отношений остаются крепко завязанными и их разрешение переносится на следующий год. Какими могут быть эти решения, зависит от многих факторов.

Прежде всего многое будет зависеть от новой президентской администрации в США и ее внешнеполитического курса, который пока остается до конца неясным. Слухами земля полнится, но, когда дело дойдет до конкретики, мало ли как будут складываться обстоятельства — примерно такой логикой сегодня руководствуются аналитики по обе стороны Атлантики. Учитывая, что внешняя политика Евросоюза во многом зависима и производна от американской, расклад в американской власти не может не отразиться и на российско-европейских отношениях. Пока риторика избранного американского президента и его окружения по-прежнему благоприятна для Москвы. К примеру, вновь появилась информация о возможном пересмотре Трампом политики в отношении Крыма. Кроме того, человек, который чуть более чем через месяц станет главой Белого дома, определился с кандидатурой нового госсекретаря, которым должен стать исполнительный директор нефтяной корпорации ExxonMobil Рекс Тиллерсон. Он известен близкими связями с российским нефтяным бизнесом и личным знакомством с Владимиром Путиным. Что это значит? Посмотрим.

У меня складывается впечатление, что Трамп всерьез намерен перейти от политики конфронтации с Россией к ограниченному сотрудничеству и признанию российских интересов в значимых для Москвы регионах. Трамп пришел к власти с программой, вызывающей сопротивление у большей части американского истеблишмента. Для ее реализации новому американскому президенту необходимо сконцентрироваться на внутриполитической борьбе, не отвлекая силы на избыточные внешнеполитические обязательства и конфликты, в которых США завязли при предыдущих администрациях. Поэтому вполне вероятно, что администрация Трампа попытается свести вничью (т.е. на взаимно приемлемых условиях) конфликты в Украине и в Сирии. Для США ныне эти страны значимого геополитического интереса не представляют и носят скорее идеологически мотивированный характер.

В отношении Европы Трамп, похоже, делает ставку не столько на взаимодействие с ЕС как целым, сколько на отношения с отдельными странами. Причем в противовес неолиберальной европейской бюрократии он предпочитает иметь дело с идеологически близкими ему силами, такими как британская Партия независимости или французский «Национальный фронт», с лидерами которых Трамп демонстрирует подчеркнуто теплые отношения. В Европе ныне назревает конфликт между старыми неолиберальными элитами и рвущимися к власти новыми правыми, получившими серьезную поддержку в лице нового американского президента. Наступающий год, очевидно, станет временем дальнейшего разворачивания этого конфликта, от хода которого будут зависеть и российско-европейские отношения, и мирный процесс в Украине.

Фото: cbkg.ru

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter