Самбо это танец души и тела

В белорусской борьбе, а именно — в дзюдо и самбо, с именем Натика Багирова связаны светлые времена...

В белорусской борьбе, а именно — в дзюдо и самбо, с именем Натика Багирова связаны светлые времена. Он был отменным борцом, прекрасным тренером и остается замечательным отзывчивым человеком. Правда, теперь на ковре его увидеть можно нечасто, от спорта Натик отошел, и самым суровым соревнованием для него нынче является телепроект «Зачистка», в котором он принял участие в составе белорусской команды.


Но вы бы видели, как загораются глаза Багирова, когда я спрашиваю его об Открытом чемпионате страны по самбо на призы Президента, который состоится сегодня в Минском Дворце спорта. Как горят они, когда речь заходит об олимпийских Афинах и триумфе белорусского дзюдо, к которому тренер Багиров имеет самое непосредственное отношение. Нет, спортсмен, борец в нем никогда не умрет, как ни крути...


У него два высших образования, он знает 7 иностранных языков, возглавляет конгресс азербайджанских общин, пишет стихи, хорошо поет. Правду, выходит, говорят, что талантливый человек талантлив во всем.


— У меня дедушка был заслуженным нефтяником Азербайджана. Я пошел по его стопам. Учился, окончил Азербайджанский институт нефти и химии имени Мешади Азизбекова, работал по специальности. Мог даже приличную карьеру сделать: предлагали хорошее место в Италии (там у меня друг в нефтяной компании работал) с очень, очень хорошей даже по нынешним меркам зарплатой. Но так уж сложилось, что в итоге я выбрал борьбу.


— Борцами стали и ваши дети.


— Мой старший сын Анар сейчас учится на заочном отделении БГЭУ и на очном отделении университета в Ньюкасле. Он выигрывал юношеское первенство страны и несколько международных турниров по дзюдо и самбо, но потом учеба пересилила, решил пойти по этой стезе. Младший Ариф тоже учится в БГЭУ, но успешно совмещает учебу с занятиями спортом: он — член национальной сборной по самбо и дзюдо, победитель первенства Европы, стал вторым на юношеском чемпионате мира. Без ложной скромности скажу: мальчик одаренный. Но любой дар — это всего лишь подпитка к огромной работе. Талант еще больше обязывает к труду. Сейчас у Арифа травма, на одной из тренировок сломал ключицу. Спасибо врачам, у нас они великолепные, а в частности, благодарю Владимира Петровича Статкевича, который оперировал сына в 6–й клинике и почти идеально собрал ему ключицу.


— Ариф более тяготеет к самбо или к дзюдо?


— В этом плане он похож на меня, универсал. Самбо — более силовой вид борьбы и менее подвижный. В дзюдо динамики больше, там кимоно «плавающее», а куртка в самбо сидит плотно, это вносит свою специфику. Не все борцы могут одинаково успешно приспособиться к этим условиям. Ариф же физически силен, техничен, он старается много двигаться, а в последнее время и вовсе стал меня радовать, его стиль становится все более интеллектуальным, он прибавляет с каждым днем.


— Даст Бог, прервет затянувшуюся серию неудач в нашем дзюдо...


— Не хочется никого критиковать, но кризис в белорусском дзюдо очевиден. На мой взгляд, он связан с тем, что у нас многие считают себя великими. Между тренерами нет дружбы, друг с другом они не советуются, нет щепетильной скрупулезной работы, которая дала бы результат, нет сплоченности. Мне как человеку радеющему за дзюдо эта ситуация доставляет настоящую сердечную боль. Знаете, в 2003 году мне довелось стать невольным свидетелем случая в аэропорту Гамбурга. Один именитый спортсмен вступил в диалог с одним из первопроходцев советского дзюдо, заслуженным мастером Ароном Боголюбовым. На речи мастера, его тонкие замечания борец небрежно бросал фразы: мол, я все это знаю. И это знаю, и то знаю. Боголюбов послушал и сказал: «Если человек в борьбе — профессор, ему пора завязывать». Вот это главный бич нашего современного дзюдо. Здесь все и всё знают.


— Вы не скучаете по славным временам блестящего тренерского триумвирата — Рамазанов, Япринцев, Багиров, который принес нашему дзюдо самый громкий успех в истории — «золото» Олимпийских игр?


— Скучаю. Я 30 лет отдал спорту, это мое любимое дело. Но что ни делается — к лучшему. После того, как стал «гражданским», успокоился, редко разговариваю на повышенных тонах, а ведь раньше срывался, взрывался, приносил в семью нервы. Сейчас этого нет. А триумвират у нас был действительно прекрасный. Об этом лучше всего говорят результаты.


— Удивительное рядом. Самбо, хоть и неолимпийский в отличие от дзюдо вид, но процветает. Разность подходов?


— В самбо работа поставлена как надо. В отношениях здесь царят мир, семейственность, ребята очень дружны и каждый на своем месте профессионально исполняет обязанности. Сегодня сборная Беларуси по самбо — одна из самых сильных в мире. Вид это, как вы успели заметить, пока неолимпийский, дотации у него невелики, но глава федерации Владимир Япринцев за счет личных средств, привлечения спонсоров финансовый вопрос закрывает полностью. И в этом тоже залог успеха.


— Сейчас все большую популярность набирают так называемые бои без правил — ММА. Ваше к ним отношение и почему особого успеха в этих состязаниях добиваются борцы?


— В ММА есть ударная и борцовская техника. Борцы — люди талантливые, научиться бить и неплохо защищаться от ударов они могут за достаточно краткий период времени. А вот стать хорошим борцом — это гораздо сложнее. Вот и весь ответ. Мое отношение? Мне нравится. Но только смотреть со стороны, это очень мужественный спорт, в нем участвуют бойцы до мозга костей, у меня немало среди них друзей и знакомых. Здесь все очень жестко и даже жестоко, выходя в ринг, твоя цель сделать так, чтобы соперник или сдался, или не встал с ринга. Жалко бывает ребят, у которых после боя от гематом не видно глаз. И это говорю я, человек, который никогда не боялся ни синяков, ни ушибов, ни растяжений. Однако бои без правил я все–таки не стал бы причислять к спорту как таковому, это, скорее, способ зарабатывания денег.


— А если ваш сын однажды придет и скажет: «Папа, я хочу попробовать себя в ММА», — каков ему будет ваш ответ?


— Я скажу: «Нет». И обосную.


— Сегодня во Дворце спорта стартует Открытый чемпионат страны по самбо на призы Президента...


— У меня самые приятные воспоминания об этом турнире. Я — участник и победитель первых трех, и мне особенно приятно вспомнить, что на дебютных стартах Александр Лукашенко присутствовал лично. Мы ему от всей нашей сборной подарили тогда самбистскую куртку. Соревнования проводятся на протяжении уже 15 лет, и спасибо за это следует сказать в первую очередь Владимиру Япринцеву, который этот турнир выпестовал. Слова благодарности и Юрию Бородичу, он тоже стоял у истоков, не понаслышке знает, что такое самбо. Отрадно, что с каждым годом наш турнир приобретает все больший вес, теперь это уже этап Кубка мира, один из самых представительных турниров в мире. Так что давайте вместе радоваться искрометной борьбе и ждать от нашей команды высоких результатов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter