С высоты птичьего помета

Колодцы деревни Русино — зона риска?
Колодцы деревни Русино — зона риска?

Деревня Русино, что недалеко от Барановичей, — из разряда проблемных. И крыши в домах текут, и водопровод замерзает, и экологическая обстановка оставляет желать лучшего — рядом железная дорога, военный аэродром, птицефабрика. А недавно выяснилось, что в местных колодцах плохая вода — содержание нитратов в ней более чем в три раза превышает нормы: 179 мг/кг при допустимых 45 мг/кг. Обнаружил этот неприятный факт житель улицы Лесной Вячеслав Сухаребский и сразу стал бить тревогу: «Такую воду пить нельзя!»

Волнуется Вячеслав Иванович, разговаривает с сотрудниками центра гигиены и эпидемиологии, пишет в местную прессу, даже на собрании в родной деревне выступил — объяснил односельчанам, что пить воду из колодцев ни в коем случае нельзя, а уж тем более давать ее детям. И так у 8 из 10 маленьких русиновцев проблемы со здоровьем. Выслушали его односельчане да члены сельсовета и молча разошлись по домам. А специалисты санстанции обвинили в том, что воду в своем колодце он отравил сам — не умеет пользоваться удобрениями, мол, землю перекормил...

— Я всю жизнь в сельском хозяйстве работал и знаю, что делаю, — обижен Сухаребский, позвонивший мне на днях в барановичский корпункт «СБ». — Не я эту землю испортил. Вы поезжайте, посмотрите, что делается всего в километре от Русино, — на полях, куда птицефабрика сваливает птичий помет!

Поехала, посмотрела, сфотографировала. Лежат горы помета прямо на полях, снегом их сверху присыпает, замерзает он... В 200 метрах от этих куч — специализированное пометохранилище. Правда, фабричные машины до него почему–то доезжают не всегда. А весной солнышко пригреет, растопит все эти отходы «куриной жизнедеятельности», и, как вы думаете, куда просочится грязная водичка? Конечно! Обогатит нитратами грунтовые воды, возможно, как раз те, которые и наполняют колодцы на улице Лесной.

Однако по уверению специалиста Барановичской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Анны Ярошевич, нарушения в том, что фабрика вывозит помет на поля, нет. Законом такая практика разрешена, да и водоохранная зона в таких случаях составляет от 500 до 1.000 метров. Так что, дескать, все в порядке. Формально — может и так... Но птицефабрике более 30 лет, и можно только догадываться, сколько нитратов попало в почву за эти годы. И никаких вразумительных объяснений от руководства предприятия по поводу происходящего я так и не добилась.

Главный санитарный врач Барановичей и Барановичского района Валерий Шахрай тоже, как и Вячеслав Сухаребский, озабочен ситуацией: «Проблема загрязнения грунтовых вод нитратами вблизи сельхозпредприятий, таких, как, например, птицефабрика, не нова. И существует она не только в Русино. Нами составлена специальная программа обследования окрестностей деревни. В течение двух месяцев надеемся выяснить, откуда нитраты попадают в воду русинцев. Пока же я могу посоветовать жителям деревни пить и использовать для приготовления пищи только бутилированную воду».

Хорошо бы эту воду еще и продавали в местных магазинах. Вячеславу Сухаребскому ее привозят по заказу. А остальные? Пьют колодезную...

Председатель местного сельсовета Василий Гайдук тем временем сохраняет спокойствие. Говорит, что почти во всей деревне есть водопровод. Колодезную воду употребляют только жители трех улиц — Фабричной, Бадака и Лесной. И кроме Сухаребского на качество воды никто не жаловался. Единственное, чем может помочь сельсовет владельцам колодцев, — оказать содействие в регистрации кооператива по проведению водопровода.

Выходит, жителям Русино остается только ждать... Чего? Проведения водопровода, бурения артезианских скважин, проверки птицефабрики? Надеемся, что до тех пор пока проблема будет решена, не слишком много нитратной воды в ведра, чайники да кастрюли сельчан утечет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter