Мы побывали у единственной Беларуси женщины-мастера, в совершенстве овладевшей техникой резьбы по дереву

С дипломом дедова университета

В гостях у Анны ОСИПКОВОЙ из Новой Зари Чашникского района время летит незаметно. Причина тому — хозяйка дома, человек солнечный, яркий. Ей 81, а жизнелюбием и оптимизмом даст фору многим молодым. В свое время Анна Савельевна окончила худграф Витебского пединститута, стала сельской учительницей, а еще освоила совсем не девичью профессию — резьбу по дереву. Да так преуспела, что ее работы попали на вернисажи в Германию, Боливию и другие страны. А называют мастера не просто резчиком — белорусской жемчужиной.

Анна Савельевна успела создать сотни деревянных скульптур, которые ушли в коллекции разных музеев и на подарки. Каталогов никогда не вела, самобытными работами делилась легко. Не умела просить за них большие деньги, которых творения реально стоили. Ныне силы уже не те, поэтому от дерева пришлось отказаться:



— Все равно, что без полсердца осталась. Дивный материал, режешь по нему — и чувствуешь единение с природой, особое тепло, которое идет от каждого полена, корня, кругляша…

За все годы сколько прошло их через виртуозные руки умелицы! Обычными топором, пилой и стамеской орудовала так, что коллеги по цеху только диву давались. На одном из минских практикумов, где компетентное жюри оценивало работы резчиков, Анна Осипкова заволновалась: «У меня всего два инструмента, у остальных — целые наборы». Между тем именно ее мастерство эксперты оценили высшим баллом. Тогда впервые прозвучало, что Анна Осипкова — единственная в Европе женщина, столь совершенно владеющая техникой резьбы по дереву. Статьи об одаренной белоруске появились в «Известиях» и «Правде». В Чашникский район полетели письма из разных уголков Советского Союза. Люди спрашивали у Анны Савельевны советов, просили поддержать. И она не могла отказать, потому что знала, каково это, когда горишь творчеством.

— Недавно ко мне приходили школьницы, записывали воспоминания и спросили: «Что посоветуете тем, кто мечтает стать художником?» — рассказывает собеседница. — Честно тогда ответила: плакать от желания творить. Когда-то мне так хотелось рисовать, что в глазах стояли настоящие слезы. Послевоенное время было тяжелое, голодное. Казалось, не до художеств, но если в тебе есть огонек — не дай ему погаснуть.

Работу «Я сам» Анна Савельевна посвятила внуку Антону.
После войны маленькую Аню растили бабушка и дедушка, потому что внучка была болезненной. Именно деда Ивана Яковлевича мастерица считает «первым и главным университетом». Он показал ей, как вырезать ложки, миски из дерева, научил тонко чувствовать материал. А когда девочке захотелось знать и уметь больше, родные посоветовали не отказываться от мечты. На вступительные экзамены в художественно-графическое педагогическое училище (позже на его базе создали худграф пединститута, — Прим. авт.) нужно было принести творческие работы. Но вот беда — рисовать было нечем! Цветовой гаммы карандашей, которые когда-то презентовал ей директор местного рыбхоза, наслышанный о таланте школьницы, не хватало. Пришлось экспериментировать. Готовила работу «Партизанская ночь», вспоминает Анна Осипкова:

— Дедушка посоветовал использовать природные краски. Например, темень ночи удалось передать, смешав карандаш с сажей. Лица партизан у костра оживить с помощью глины.

Члены приемной комиссии оценили и талант, и находчивость. Это была первая серьезная победа юной сельчанки, вложившей в рисунок всю душу.

После Великой Отечественной войны из семерых детей в их семье выжили только четверо, трое умерли от голода. Отца Ани не стало почти сразу после Победы, и мать поднимала ребятишек сама. Дед с бабушкой тоже старались как могли, вздыхает Анна Савельевна:

— Дед купил мне, студентке, пару брезентовых туфель. Их я носила и летом, и зимой — под теплый носок. Мама насобирает черники, насушит и просит: «Заваривай понемногу чаек». Но мы жили и не тужили, на танцы особо не ходили, больше учились. Чтобы получить живую копейку, собирали с одногруппницей бутылки. Сдавали их и покупали себе овощей, варили суп. Жалели и звали за стол тех, кому было еще голодней: «Приходите, у нас сегодня капуста!»



Даже о войне Анна Осипкова вспоминает так, что убеждаешься: сила духа — прежде всего:

— Дед понимал в скорняжном деле, в войну снабжал собственноручно изготовленными тулупами партизан в округе. Однажды его забрали, вернулся через месяц еле живой. Думаете, тулупы шить перестал? Не такая у нас порода.

Маленькая Аня тоже была крепким орешком. Однажды в хату пришел фашист с собакой. Протянул малышке руку, чтобы поздороваться, а она спрятала ладошки за спину. Фриц говорит: «Не дашь руку, собака тебя съест». Анечка насупилась и ни слова не проронила. Немец даже рот раскрыл: «Ну и партизанка!»

После института Анна Осипкова всю жизнь преподавала рисование и черчение в школе. Сперва в Казахстане, на Кавказе, куда отправилась вслед за мужем. Когда возвратилась на родину, работала в Краснолукской, затем в Кащинской школе. Ее нестандартные уроки дети очень любили. Самовольничала, конечно, страшно, смеется Анна Савельевна:

— Например, выводила учеников в лес, учила там этикету и правилам композиции. Зимой мы отправлялись в поле — на оценку лепить из снега крепости, разные фигуры. Честно скажу, ребята такой подход обожали.

Для творчества Анны Савельевны подойдет не только бумага но даже деревянные ворота.
В Новой Заре Анна Осипкова только летом. Сажает возле небольшого домика-барака огород, ходит в лес, на речку. Бывший дом в деревне Млын из-за серьезной болезни близкого родственника Анне Савельевне пришлось продать. Сейчас у нее есть возможность жить в более комфортных, максимально приближенных к городским условиях. Собеседница довольна:

— Мне выделили комнату в общежитии, там хорошо, тепло, все удобства, а все равно тянет сюда, ближе к природе. С ней мне никогда не бывает скучно, одиноко. Столько красоты вокруг: успевай замечать.

Анна Савельевна замечает и делится тем, что видит и чувствует, с другими. Раз резьба больше не по силам, делает упор на картины. Такие сочные, яркие — хоть сейчас в иллюстрации к книгам сказок. К примеру, в домике в Новой Заре все стены украшают поры года — нарисованные гуашью поверх самодельных полотен из обоев. Бесплатно, из любви к искусству Анна Осипкова расписывает стены в деревенских домах. Ее стараниями даже неприметная избушка преобразится, словно по волшебству. А недавно мастерица украсила стены в одной из новолукомльских школ, в Кащинском спортивно-культурном центре. Взглянешь — залюбуешься!
Дело Анны Осипковой продолжилось в ее сыне Игоре. Как и мать, он выпускник витебского худграфа. Узнав о чашникском самородке, Анне Савельевне когда-то предложили работу в «Красной Балтике» под Ленинградом. Объединение занималось реставрационными работами в Петергофе. У самой мастерицы вырваться не получилось. Предложила кандидатуру сына. Много лет Игорь занимался реставрацией в резиденции русских царей. Сейчас работает резчиком, выполняя заказы по всей России. Внуки Анны Савельевны Маша и Антон тоже с семейной творческой жилкой: их стезя — архитектура и дизайн.
naumova@sb.by

Фото автора и из открытых интернет-источников.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter