С диким зверем на ты. Владимир Сидорук прикипел к пуще всей душой и наверняка мог бы написать не одну увлекательную книгу о своей работе, без которой он себя не мыслит

“Лесной” человек Владимир Сидорук хозяйничает в Беловежской пуще с 1966 года. Конечно, не в одиночку. Будучи лесником, видел Машерова, Кастро, Пахмутову и многих других влиятельных и известных людей, сопровождал их по тропинкам в “заповедную даль” древней пущи. Ведь дикие звери признают его за своего, а он умеет с ними говорить на одном языке.

Срубил дерево — посади молодняк

После того как Владимир Сидорук окончил Полоцкий лесной техникум, особого выбора, где работать, у него не было. Сам он родом из-под Каменца. Поэтому вернулся домой и пошел в лес — беловежский. В 1966 году устроился на работу помощником лесничего, с 1978-го по 2002 год сам трудился лесничим, а нынче занимает должность старшего егеря при управлении хозяйством нацпарка. Пенсионером на диване себя Владимир Яковлевич не представляет. В лесу он, как дома. И здесь всегда много работы.
— Убираем сухостойный лес, очищаем пущу от захламленности. В последнее время активно сажаем молодняк — на тех участках, где деревья вырубались. Да и немало приходится стараться, чтобы спасти наши ели. Появилось очень много очагов, где хозяйничает короед. Он нападает на ослабленные деревья и очень быстро губит ель. Есть проблема и со свежими посадками. Скажем, высадили сосну, дуб, а тут нагрянули олени, зубры — и поели саженцы. Нужно за всем следить, строить ограждения. А пуща-то большая!
Если появляются сообщения, что в пуще сплошь и рядом рубят лес, то Сидорук сразу предупреждает: не верьте!
— Сырой здоровый лес у нас никто не рубит, рубиятся только мертвые и пораженные короедом деревья. А в заповедной части и это не допускается.

Питомник планеты

В советское время пуща была “экспортером” многих видов животных в другие уголки Белоруссии, Советского Союза.
— Одних оленей отлавливали порядка пятисот штук в год и переселяли в Налибокскую пущу, Новогрудский, Ружанский, Пружанский лесхозы, в Новгородскую, Орловскую области России. В Завидово — в национальный парк и его охотничье хозяйство на территории Московской и Тверской областей — кабанов возили сотнями.
Пуща и по сей день остается крупным питомником для расселения животных. Отсюда “поставили” зубров и в минский зоопарк. Были договоренности о покупке зубров с Украиной и даже с северокорейским руководством шли переговоры по этому поводу.

Машеров любил пущу

Не секрет, что Беловежская пуща всегда была излюбленным местом охоты для сильных мира сего — со времен польско-литовских королей и русских царей. Не остались в долгу и советские лидеры.
— Как-то прибыл на загонную охоту Брежнев. Правда, тогда никакого зверя не убили. Зверя было много, но ни один не вышел! Машеров приезжал на утку охотиться. Это было его излюбленное увлечение. Петр Миронович обычно бывал у нас перед съездами партии: отдыхал, собирался с мыслями. Машеров никогда не приезжал сюда один, как правило, в компании других лидеров республики — Председателя Верховного Совета Федора Сурганова, Председателя Совета Министров Тихона Киселева. Чаще эти визиты случались в сентябре. А вообще Машеров к природе относился бережно, чувствовалось — искренне любил пущу. Он никогда не убил ни одного “лишнего” животного, да и других наставлял, чтобы особо не усердствовали.

Помнит Владимир Сидорук, как приезжали в заповедный лес Александра Пахмутова и Николай Добронравов. А потом услышал из приемника их песню “Беловежская пуща”. Было это в 1970-е годы. Тогда же пущу посещал еще один известный человек — Рауль Кастро, брат кубинского лидера Фиделя. Теперь Рауль уже сам правит островом Свободы.
— Жена Рауля — статная красавица с густыми черными волосами. Настоящая леди! А еще — заядлая охотница. Мы устраивали для кубинцев загонную охоту, и, кажется, жена Кастро даже убила кабана...

Они “видят” ушами

С 1957-го по 1991 год Беловежская пуща пребывала в статусе охотничье-заповедного хозяйства. Название, включавшее два взаимоисключающих понятия, у многих вызывало недоумение. Но в советской лексике и не такое приживалось. Впрочем, и сейчас для регулирования численности некоторых видов животных отстреливают.
Сам Владимир Сидорук застрелил за свою жизнь двадцать волков.
— В одно время их убивали до сорока в год — слишком уж много вреда наносили. Приходилось регулировать численность. А теперь другая тенденция — волка не трогать. Между тем рядом проходит госграница, и уже зафиксировано несколько случаев, когда волки пробирались под заграждениями — прорывали лазы и проскальзывали через них в Польшу. А рысь просто перепрыгивает через ограду.
Раз в неделю егерь поднимается на наблюдательную вышку и отслеживает, сколько животных приходит за кормом. Так ведется подсчет количества обитателей заповедного леса. О повадках животных знаток пущи может рассказывать часами, но уверяет, что даже зубр никогда первым не бросится на человека.
— Звери сами проявляют осторожность. Олень и кабан за триста метров услышат не только ваше дыхание, но и запах. Они “видят” ушами. А шорох листьев им сразу подскажет, что лучше уйти в сторонку от нежданного двуногого гостя. Впрочем, все-таки нужно быть осторожным. Если зубрица будет “прогуливаться” со своим детенышем и вы случайно окажетесь между ними, самка может на вас наброситься. Может и убить, если начнет бодаться рогами. Нападают на человека кабан и рысь, но только если они ранены.
Однако вряд ли с путешественником может приключиться в лесу неладное. В самую глушь без присмотра специалиста национального парка никого не пускают. А если вам повезет прогуляться по дебрям с Владимиром Сидоруком, вы познаете живую историю заповедного леса.

Сколько их?
Животный мир Беловежской пущи богат и разнообразен. Здесь обитает 59 видов млекопитающих, в том числе (количество особей):

Зубры — 375
Лоси — 70
Олени — 2200
Кабаны — около 1850
Косули — около 460
Волки — около 20
Рыси — около 20
Лисицы — около 330
Зайцы-русаки — около 230
Белки — 2000—3000
Хорьки — до 10
Куницы — около 140
Горностаи — около 40
Енотовидные собаки — около 200.
11 видов занесено в Красную книгу.

А вот был случай...

Неуловимая стая

Бывалые охотники могут рассказать немало любопытных историй. Одна из них уже стала почти легендой. В шестидесятые годы прошлого столетия в Беловежской пуще “орудовала” неуловимая волчья стая. Матерые хищники не только перерезали массу оленей, косуль, но и совершали дерзкие нападения на домашний скот. Их жертвами стали и несколько десятков муфлонов, которых в порядке эксперимента пытались расселить в заповеднике. Многочисленные облавы на волков не давали результатов — всякий раз серые разбойники ускользали. Но когда наконец-то удалось расправиться с ними, выяснилось, что во главе неуловимой стаи была... огромная овчарка. Вспомнили, что два года назад похожая собака “дезертировала” с местной погранзаставы. Волки тоже далеко не глупые животные, но под предводительством прошедшей “пограничные университеты” овчарки они стали еще “сообразительнее”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter