Рынок XXI века Каким ему быть?

Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района столицы принял решение о приостановке торговли отдельными видами продуктов питания на четырех рынках: Свелта, Серебрянка, Велозаводской и Червенский. Под запрет попали скоропортящиеся продукты, кондитерские и хлебобулочные изделия, бакалея, плодоовощная группа — на каждом рынке свой перечень и свои сроки ограничений реализации (с 1 сентября, 1 октября и 1 декабря).

Принципиальная позиция санитарных служб вызывает уважение. Можно ли до бесконечности терпеть, что администрации многих рынков годами не решают наболевшие вопросы, которые никак не отнесешь к разряду мелочей? Это и нехватка складских помещений, из-за чего в одной камере оказываются продукты, которые не должны храниться вместе. И отсутствие умывальников, туалетов, гардеробов. И перебои с подачей не только горячей, но и холодной воды (особенно в зимнее время из-за замерзания труб). И отсутствие мойки для овощей и фруктов, мусоросборников, постоянной ветеринарно-санитарной экспертизы, медпункта и комнаты приема пищи для сотрудников.
Однако проблема намного шире одного случая, хотя и очень характерного, являющегося “первым звоночком” для рынков. В связи с наступлением эпохи гипермаркетов будущее рынков вообще начинает вызывать сомнения... Выживут они или трансформируются в нечто другое? Прежде всего в столице, где к 2010 году ожидается открытие уже 11 гипермаркетов и одного “молла” — огромного торгово-развлекательного центра на перекрестке улиц Кижеватова и Корженевского. Гипермаркеты стали привлекать покупателей более широким выбором товаров, низкими ценами за счет огромного оборота, чистотой и приятным сервисом. Рынки на их фоне сильно побледнели, поскольку отстают от требований времени. Кроме названных аутсайдеров, не в лучшем состоянии в столице находятся также рынки в микрорайонах Шабаны, Чижовка, Курасовщина...

  Взгляд министра Министр торговли Беларуси Александр ИВАНКОВ:

— Не могу сказать, что я в восторге от сегодняшней работы рынков. Почти у всех общая болезнь — сезонная торговля. Именно ради нее власти отдают под рынки лучшие площадки в городах, но именно ей уделяется меньше всего внимания.
Мне хотелось бы прийти на рынок и увидеть там, к примеру,  козий сыр, который люди делали своими руками, разные копчености домашнего приготовления, “пальцам пханую” колбасу, соленые огурчики и моченые яблоки из деревенского погреба, непротравленный овес, грибочки из дубовой бочки, продукцию фермерских хозяйств и так далее. Все, сделанное в небольших объемах как для себя, чего не купишь в супермаркете. Понятно, что в этом случае весьма непросто обеспечить соблюдение санитарных правил, но над этим нужно работать.
Что касается вещевой части рынков, то я уверен: она должна перемещаться в торговые центры. При этом хотелось бы не допустить, чтобы рынки превратились в подобие гипермаркетов, а сохранили свою самобытность, в том числе благодаря каким-то эксклюзивным деталям, например продукции народных промыслов.
Министерство торговли — за разнообразие форм торговли, чтобы сохранялась конкуренция как фактор сдерживания цен и повышалось качество услуг. Рынки еще долго не исчезнут, если вообще когда-нибудь исчезнут. Но на них должны продавать свой товар именно производители сельхозпродукции, будь то предприятие агропромышленного комплекса, фермер или садовод-любитель. Как на Минском Комаровском рынке, где открылись специальные павильоны фирменной торговли.
Как мы можем допустить поглощение рынков гипермаркетами, если стоимость товаров там пока зачастую выше? В среднем торговля нового формата заняла место в ценовой шкале между рынками и универсамами.

 Взгляд местной власти Начальник отдела торговли и услуг Мингорисполкома Александр ЛУКАШЕВИЧ:

— Разговоры о том, что гипермаркеты в столице вытесняют рынки, я считаю надуманными. Власти не могут проводить политику по уничтожению рынков. Наоборот! На рынке ведь торгуют и физические лица, и сельхозпроизводители. Куда они пойдут?! На данный момент Мингорисполком считает, что рынки быть должны, просто им нужно подтянуться до современного уровня — и пусть торгуют любыми продуктами питания, в том числе попавшими сейчас под ограничения. В столице 22 рынка. Мы постоянно следим за их состоянием, создали комиссию для подготовки документа о совершенствовании их работы. Есть предложения районных администраций, как они будут развивать каждый из таких объектов на период до 2010 года. В данный момент все эти предложения проходят согласование в центрах гигиены и эпидемиологии, районных управлениях внутренних дел, комитетах архитектуры, налоговых инспекциях, с пожарными, службами МЧС. После завершения экспертизы где-то в конце августа они будут обобщены и лягут на подпись мэру.
Но уже сегодня я могу сказать, что будет главным в этом программном документе. Вся рыночная торговля должна уйти под крышу, в том числе и сезонная. Роллетам и палаткам придется “умереть”, а их место займут стационарные помещения со всеми инженерными сетями, которые положены по санитарным правилам.

 Взгляд санитарной службы Главный государственный санитарный врач Ленинского района г.Минска Виктор ЖУКОВСКИЙ:

— Зачем тащить в будущее устаревшие формы торговли? Рынок по своей идее — это натуральный обмен. Рынки Африки, к примеру, до сегодняшнего дня — настоящая экзотика, они там являются специальным пунктом экскурсионной программы... Плавучие острова, на которых ракушки, живая рыба, сувениры. Все сделано своими руками.
Белорусский рынок для меня как санитарного врача — это прежде всего сезонная торговля тем, что выращено в нашей республике. А туда стараются вместить все-все... Много ли вы видите на наших рынках огурчиков, укропа с грядки деревенской бабушки, вишневых или смородиновых листьев, необходимых для закатки? В основном там продаются помидоры из Испании да бананы из Эквадора. Причем в каких условиях! Хотя по санитарным правилам реализация продуктов должна вестись только в стационарных зданиях и сооружениях: чтобы в зале работали кондиционеры, чтобы стоял прилавок — по одну его сторону покупатель, по другую — продавец. Чтобы у вас за спиной было оборудованное крыльцо, а за спиной у продавца — необходимые бытовые помещения, где туалет и умывальник подразумеваются сами собой.
Но даже если мы с вами и доживем до кардинального изменения облика рынков, то я туда приду и точно так же  навыписываю штрафов. Я найду там нарушения...

 Взгляд общества потребителей Председатель общественного объединения “Защита потребителей” Ирина КОНОПЛИЦКАЯ:

— Рынок будущего — это такой рынок, на котором все товары качественные, на них есть положенные документы, а для продуктов питания созданы хорошие условия хранения. Недавно мы направили свою инспекцию на Ждановичский рынок, поскольку стало поступать подозрительно много жалоб на “горячую линию”. Так многие продукты не имеют сертификатов качества, холодильники либо не работают, либо не обеспечивают необходимый режим хранения, а температура в закрытом павильоне на 2-м этаже достигала почти 40 градусов! Оказалось, что кондиционеры есть, но они не включены, по-видимому, в целях экономии.
На гипермаркеты гораздо меньше жалоб. У них за датой поступления товара и сроками реализации следят компьютеры, лучше соблюдаются условия хранения продуктов.

Стоимость одного места для торговли продукцией собственного производства на рынках Минска составляет в среднем от 3 до 5 тысяч рублей (например, на Московском — 3200 рублей, на Раковском — 4800, на Комаровке — от 500 до 12 тысяч рублей, в зависимости от социального статуса продавца и количества реализуемой продукции).

 Взгляд покупателя Анна Николаевна, пенсионерка:

— Рынок для меня — больше, чем просто место, где я могу купить себе продукты. Это еще и лекарство от одиночества... Там всегда множество людей, с ними можно пообщаться, в отличие от больших магазинов, где общение не принято.
Однако на современных рынках обычно негде посидеть да выпить чашку чая. И еще — повсюду курят. Наш рыночек в Уручье-3 в общем неплохой. Однако если я туда отправлюсь делать шопинг, говоря по-современному, и захочу присесть — садись разве что на землю. Одна-единственная скамейка возле павильона администрации всегда оккупирована продавцами-курильщиками.
Рынок XXI века — это такой торговый объект, по которому ходит милиционер и выписывает штраф каждому, кого увидит с сигаретой. Это много уютных уголков, где стоят скамейки среди зелени. Это блинные, пиццерии с чистенькими столиками. И это продавцы, у которых не надо с боем добывать отрывной талон на купленную вещь.

   Кстати

Признаки формирования общества потребления наблюдаются во всем мире. Причем тенденция — к росту популярности элитных фирменных товаров, продающихся отнюдь не на рынках. Так, в Китае появились очереди... в дорогие бутики и секции универмагов. Несколько недель назад одну такую очередь в Гонконге пришлось регулировать полиции. В связи с ожидаемым поступлением в продажу очень модной в этом сезоне сумочки собралось несколько тысяч человек, начавших скандировать: “Откройте универмаг!” Во время аналогичного ажиотажа на Тайване в давке получили легкие ранения 8 человек. Чтобы не допустить членовредительства, одержимым шопинговой лихорадкой объявили: давать будут не больше одной сумочки в руки...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter