Жители Жабинковского района массово и агрессивно бросились с бензопилами на торфяные озера

Рыбный день. И ночь

В ПОСЛЕДНИЕ январские дни в отработанных торфяных карьерах Жабинковского района рыба буквально выпрыгивает из лунок. Из-за утраты естественной осторожности щука, линь и карась становятся легкой добычей. Предзаморные явления вызвали массовое нашествие рыболовов-любителей. В том числе и тех,  кто не гнушается запрещенными методами лова. 


С начальником Брестской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Дмитрием КРИВОБЛОЦКИМ  едем к бывшей торфоплощадке у деревни Сычево, где только за несколько дней госинспекторы составили с десяток административных протоколов за рыбное браконьерство. 

Торфобрикетный завод выработал месторождение. Окрестности восстанавливаются: болото зарастает травой, в воде появилась рыба. Но нет природе от человека покоя даже снежной зимой — ни днем ни ночью.  

На канале в два километра в выходные собралось до 400 человек. Некоторые любители легкой наживы привезли с собой сачки, подъемные сетки, «телевизоры», остроги и фонарики.  Проруби, вырезанные во льду бензопилами, расположены друг от друга на расстоянии вытянутой руки. В день нашего приезда было не так многолюдно. Рыбаки – люди не словоохотливые. От камеры отворачиваются. И все же один согласился поговорить.


Сергей убежден, что он и его товарищи спасают рыбу:

— Мы дали ей возможность дышать. Мы ее спасли. 

Но Дмитрий Кривоблоцкий не соглашается:

— Кислород в воде в норме.  Замора нет. Но рыба реагирует на изменение температуры и давления. Некоторые из вас бензопилой вырезают лунки — и рыба становится легкой добычей. Настоящий рыбак — человек азартный. Ему нужно состязание. А большинство здесь — люди, которые решили воспользоваться ситуацией и поживиться. 

После бензопилы на поверхности воды —  масляные пятна. На льду — бутылки из-под спиртного, воды, другой мусор. Мальки, которые горе-рыбаки не сочли нужным бросить назад в воду, еще судорожно трепещут плавниками. Печальное зрелище…


Заместитель начальника Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Штык рассказал, что  инспекция направила в адрес Жабинковского райисполкома предписание о необходимости принятия мер по предупреждению замора рыбы:

— Однозначно вне закона останется использование рыбными браконьерами колющих орудий лова. Мы полагаем, что местная власть, организовав надлежащее обследование рыболовных угодий фонда запаса, примет решение о либерализации отдельных пунктов Правил рыболовства. Сейчас инспекторами пока не составлялись протоколы за несоблюдение промысловой меры и ограничения в 5 килограммов улова. Но в связи с возникшей ситуацией у меня еще один вопрос: где рыба из прудов и рек, сданных в аренду под рыбоводство? Почему в магазинах Жабинковского района ее нельзя запросто купить?   

Впрочем, цистерны с надписью «живая рыба» можно встретить в любом райцентре, а вот в деревни арендаторы водоемов и рыбхозы не доезжают. И это беда не только Жабинковского района. 

Если трудно купить — легко выловить. Только за последнюю неделю сотрудники Брестской областной инспекции животного и растительного мира выявили 15 нарушений Правил рыболовного хозяйства и рыбоводства. Изъято 7 сетей в 270 метров. Самой непростой остается ситуация на озере Споровское Березовского района. В один из дней здесь составлены протоколы на троих жителей деревни за попытку поставить 60-метровую сеть. Подобные нарушения там фиксируются практически каждую неделю.    

Валентина КОЗЛОВИЧ

Valentinak3@mail.ru

Фото автора

Добивают острогами и баграми


Похожие тревожные тенденции в природе заметили в Лидском и Вороновском районах

На бывших торфоразработках и разливах тоже начались предзаморные явления, чем не преминули воспользоваться любители легкой добычи. Заместитель начальника Новогрудской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Михаил РОДЬКО поучаствовал в совместном рейде, чтобы помочь коллегам:

— Недели две сильных морозов, лед покрылся снегом — и кислород в водоем практически не поступает. При этом сами торфоразработки выделяют углекислый газ. Местные жители об этом знают и, как только наступает оттепель, направляются к «клевым» заводям. К примеру, одни такие «угодья» находятся по дороге на Ивье из Лиды. 

Когда инспекторы прибыли на место, поймать на «горячем», с добычей, рыбаков им не удалось — заметили удаляющихся людей с подсачками. Зато в Вороновском районе составили сразу два протокола. Безработный из деревни Больтишки ловил рыбу на разливах вблизи деревни Гудели незаконным образом — сачком с диаметром ячеи 20 миллиметров. 300-граммового линя у него изъяли, распрощался тот и с нелегальным орудием. Вред, причиненный окружающей среде, — 1 миллион 260 тысяч рублей. В тот же день еще один житель Больтишек попался инспекторам на водоеме с острогой. Рыбу, правда, добыть не успел. 

Предзаморные явления в Лидском районе распалили аппетиты ловцов — как не взяться за острогу, если рыба едва ли не сама выпрыгивает из лунки? Делать этого все же не стоит, напомнили рыбакам работники Лидской межрайинспекции охраны животного и растительного мира. Одну острогу они отобрали у безработного лидчанина в рыболовных угодьях на разливах вблизи лидской деревни Борки. У его земляка, орудовавшего багром на разливах у деревни Скаменный Бор, помимо запрещенного орудия, нашли трех линей. За 780 граммов рыбы «человеку с багром» придется уплатить 3 миллионов 906 тысяч рублей. Там же днем позже инспекторы заметили с острогой учащегося Ивьевского государственного сельскохозяйственного лицея.

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель директора Института рыбного хозяйства НАН Беларуси Владимир КОСТОУСОВ:

— Лето в прошлом году было довольно засушливым, поэтому уровень воды в большинстве водоемов упал ниже среднего. Объем жидкости уменьшился, а значит, упал и объем кислорода, в то время как процессы его потребления подо льдом не останавливаются. Поэтому вполне возможно, что по югу страны в этом году мы будем наблюдать заморные явления, к примеру, на озерах Черное, Червоное, Выгонощанское, некоторых водохранилищах и более мелких водоемах. Этот природный процесс неуправляемый, ведь не прорубишь лунки на десятках тысяч квадратных метров. Единственное, что можно сделать, — очистить водное поле от снега. Кроме того, при оттепели в водоем стекает талая вода, немного обогащая его кислородом. 

Начальник отдела прудового рыбоводства «Белводхоза» Виталий ПОНОМАРЕНКО:

— В рыбхозах сейчас ситуация под контролем, заморных явлений не наблюдается, потому что сотрудники следят за гидрохимическим состоянием водоемов, дважды в день проверяют содержание кислорода. При необходимости делаются контрольные окна во льду, прорубаются лунки и проводится дополнительная аэрация. В декабре прошлого года льда не было, поэтому рыба чувствовала себя вполне комфортно. В морозную погоду также все складывается нормально. Заморы же обычно возникают из-за накопившихся подо льдом иловых отложений, отходов жизнедеятельности, сероводорода и отмерших водорослей. Вода покрыта льдом и снегом, фотосинтеза не происходит, и уровень кислорода падает, особенно при оттепели. Рыба начинает задыхаться… Есть озера, где такие заморные явления происходят постоянно, где-то это случается периодически. 

Алена ЯСКО, «СГ»

yasko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter