Новое прочтение классического романа Льва Толстого «Анна Каренина» приблизило его к «поколению Y»

Русский роман

Практически после каждой премьеры популярного белорусского театрального проекта «ТриТформаТ» меня душат слезы. Это слезы гордости: можем, умеем, воплощаем! Недавняя «Каренина» стала уже третьей постановкой российского режиссера Татьяны Самбук с талантливым коллективом. До этого были «Три сестры» и «Княжна Мери». Таким образом, вместе с премьерной «Карениной» спектакли Самбук выстраиваются в своеобразную трилогию по русской классике. При всей нелюбви к нумерологии в искусстве (заигрывание с цифрами всегда отдает дешевым приемом) отвертеться от этого факта нельзя. Трилогия, господа, как ни крути! 

Спектакль «Каренина» идет в сопровождении музыкантов Президентского оркестра.
Фото Виктора ЗАЙКОВСКОГО.

…Как известно, навалившись крепким плечом, проломив так называемую «четвертую стену», невидимую преграду между актерами и зрителями, театральные режиссеры задумались: а дальше-то что? В пролом повеяло таким морозным холодком вечности, что отдельные режиссеры поежились и тут же залатали тем, что было под рукой, эту «четвертую стену» обратно. Остальные рванули во все тяжкие — кто в лес, кто по дрова, твердо зная: чем дальше в лес, тем дров будет больше. Со всех сторон театральное искусство в XXI веке стало потряхивать. Противоборство театра переживания и театра представления, условного Станиславского и условного Брехта, сменилось постдраматическим театром. Он в свою очередь сменился тотальным, где на нашу голову обрушили синтез искусств, состоящий из современной хореографии, живописи, пантомимы. Такие активные члены мирового театрального проф­союза, как Ян Фабр, Роберт Уилсон или Робер Лепаж, не щадят живота своего и других частей тела, чтобы поразить наше воображение. 

Безусловно, «Каренина», особенно в первой своей части, максимально приближает роман Толстого к молодой аудитории, к поколению Y, к пресловутым миллениалам, хипстерам, с их тягой к пересмешничеству и тотальной иронии. Почти в каждой сцене возникает на первый взгляд неловкий, но на самом деле хорошо продуманный момент снижения театрального пафоса. Так, к Долли (Алеся Пуховая), бьющейся в истерике, вдруг подходит музыкант и спрашивает что-то в духе: «Водички?» На что Долли, а скорее уже актриса Пуховая спрашивает: «Ребята, кто это?» Довершают «картину падения» Вронский в косухе, скачущая перед ним, как на типичном рок-концерте, Китти и Каренин, закусывающий горькую фаст-фудом из «Макдональдса». 

Поклонники актрисы Веры Поляковой, художественного руководителя проекта «ТриТформаТ», уже поспешили назвать роль Анны Карениной лучшей в ее карьере. И, возможно, они правы. Еще никогда мы не видели актрису в таком обезоруживающем состоянии эмоционального обнажения. Для этой роли, конечно, надо было созреть. Не только замечательной актрисе, но и нам, зрителям.

 Дело тут даже не в том, что в кульминации Каренина Поляковой и Самбук выбивает чечетку и поет хит Пугачевой «Позови меня с собой» — за этим театральным гарниром есть и основное блюдо. Есть характер и судьба. Свое отношение к проблематике и своя театральная магия. Моменты, когда актриса говорит о чем-то глубоко личном, подключая подсознание и интуицию. Согласитесь, это всегда интереснее голой актерской техники, которой у нас оснащен каждый второй. 

Театр Татьяны Самбук, вспоминая философа Бахтина, — это, конечно, карнавализация культуры во всей красе, карнавализация театра как такового. Режиссер и актеры разлагают театральную эстетику на атомы, пристально рассматривают ее и изучают, чтобы во второй части спектакля собрать заново. Любопытно, как эту летящую, стремительную карнавальную интонацию легко подхватывают не только молодые артисты Маргарита Киселите, Юрий Баранов, Дмитрий Климович, Дмитрий Егоров, но и опытные мастера — Полякова, Пуховая, Александр Тимошкин. Его Каренин, академический и степенный, поначалу звучит диссонансом в этом мире пересмешников, но постепенно именно на плечи Тимошкина ложится главная трагифарсовая задача. Актер высоко несет толстовскую ноту, блестяще существует на стыке жанров, как и весь этот остроумный и лихо закрученный спектакль. С одной стороны — карнавал, с другой — человеческая исповедь о самом важном. 

Добрый зритель в девятом ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter