Руководство и предание

Начиная с вечера этой субботы и в течение следующей недели в еврейских общинах будет изучаться недельная глава Торы “Шлах”. В ней мы узнаем о разведчиках, посланных Моисеем в землю Израиля, об их возвращении и нежелании ни их, ни большинства тех, кто их слушал, прийти в эту землю. За это поколение Исхода было наказано столь известным сорокалетним скитанием.

И Моисей, и Всевышний не понимают: как чудеса и знамения не смогли создать кредит доверия Моисею и следованию заповедям Всевышнего? И вот в конце главы мы читаем о предписании делать кисти на краях одежды, которые должны напоминать о заповедях. “Пусть делают себе кисти на краях одежды своей из поколения в поколения и вплетут в них голубую нить. Это будет кистями (цицит) вам; глядите же на них и вспоминайте все заповеди Всевышнего...” — сказано в книге Чисел (Бемидбар 15:38-39).

Для кистей цицит использовалась шерсть, а вот для голубой нити требовалась краска, добытая из особой улитки. Мы не знаем, на каком этапе был потерян рецепт добычи этой краски, но уже в книге II—III веков нашей эры Мишна (трактат Менахот, 4) говорится о том, что данную заповедь о кистях цицит можно исполнять и без голубой нити. Удивительно и то, что когда в ХХ веке был найден рецепт краски, это не стало огромной сенсацией, и цицит с голубой нитью не получил широкого распространения. Облачение с кистями — таллит — является одеянием во время служб у евреев и, по мнению раввина Гюнтера Плаута (в переводе раввина Григория Котлера), служит основой для епитрахили, облачения с кистями христианских священников.

И все же, учитывая, что голубая нить в толкованиях ряда мудрецов сравнивалась с отражением небесного трона Всевышнего, как можно было отказаться от этого и, получив рецепт окрашивания нити еще раз, не принять его? Виноват ли в этом только сложный процесс добычи этой краски? Скорее, нет. Во-первых, соблюдая заповедь восемнадцать веков только с белыми нитями, евреи уже восприняли это документально (Талмуд, трактат Менахот, 38 и 43) и на многовековой практике. А во-вторых, есть мнение на этот случай ученого, преподавателя в Hebrew Union College в начале ХХ века Джона Лаутербаха. Он берет на себя смелость утверждать, что причиной отказа от голубой нити стала не только сложность процесса ее изготовления, но и возражение ряда мудрецов против сравнения голубой нити с отражением небесного трона Всевышнего.

Нити и узелки цицит — это напоминание о важности заповедей, однако это также и свидетельство о важности сохранения цели в рамках изменения средства. И без голубой нити, заповеданной Торой, евреи не забывали о заповедях. Нередко в жизни мы сталкиваемся с тем, что не все можно сохранить на практике из того, что остается незабвенным в книге. Но от нас зависит, что и как мы передаем потомкам, что мы можем сохранить как руководство, а что оставим как предание. И пусть Всевышний дарует нам мудрость в передаче традиции, понимание в анализе, что осталось руководством, а что стало преданием, а также знания в изучении того богатства, которое является нашим наследием.

Раввин Григорий Абрамович

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter