На этой неделе коллеги и поклонники отметили 90-летие со дня рождения народного артиста СССР Ростислава Янковского

Ростислав Львиное Сердце

Актеру театра и кино народному артисту СССР Ростиславу Янковскому 5 февраля могло бы исполниться 90. Он ушел от нас в 86, в июне 2016-го. До последнего работал на сцене, показывая пример редкой актерской самоотдачи. Не будет преувеличением сказать, что с уходом Ростислава Ивановича от нас действительно ушла эпоха, подобных масштабных величин не очень много.

Сыгранных Ростиславом Янковским ролей и связанных с ним ярких событий, пожалуй, хватило бы на несколько жизней. Но он сумел вместить все в пределах одной. 160 главных ролей в театре, около 60 работ в кино.
Фото БЕЛТА

Янковского любили и ценили как в Беларуси, так и за ее пределами. Он был настоящим предводителем, лидером харизматичной актерской династии, которая радует нас и сегодня. С племянником Филиппом ему удалось поработать над одной из самых успешных экранизаций Бориса Акунина «Статский советник». Казалось бы — эпизод. Но эпизод, задающий ритм и тон всей картине, ставший ее украшением.

Будучи председателем Минского международного кинофестиваля «Лістапад», Ростислав Янковский никак не вписывался в шаблон «свадебного генерала», как это часто бывает с известными деятелями культуры. Потому что общался, спорил, смотрел современное кино, не соглашался, во всем был проницателен и прямолинеен.

«Вечность на двоих».

Макбет, Антоний, Егор Булычов, Петр Первый, Клавдий — это лишь некоторые его персонажи, персонажи сильных страстей и эмоций. Ростислав Иванович умел сыграть и камерную драму человека, и его глубокий духовный и экзистенциальный кризис. Растерянным и сомневающимся мы вдруг увидели его в спектакле «Земляничная поляна» Аркадия Каца. Думаю, автор этой истории шведский классик Ингмар Бергман одобрил бы такой режиссерский выбор. Отчаянно жаждал любви его Маттиас Клаузен в спектакле Бориса Луценко «Перед заходом солнца». Зрелое и трепетное чувство удалось сыграть и в постановке «На Золотом озере»…

А в кино! Как органично он вписался в чеховскую эстетику тонкой и лиричной картины Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький». Какой сочный образ преуспевающего номенклатурного работника удалось ему создать в ленте «Ребро Адама» этого же режиссера. Картина ставила неутешительный диагноз современному мужскому миру, но какой обаятельный персонаж получился у актера. Аристократ по духу, Янковский не признавал полумер и щедро делился личным обаянием со своими героями. Вспоминается и его профессор Флягин из психологической драмы Ивана Киасашвили «Кафедра».

На этой неделе не забыли Янковского и в театре имени М. Горького. На Восточном (Московском) кладбище состоялось возложение цветов к памятнику актеру. В самом театре прошло открытие выставочной экспозиции, подготовленной совместно с филиалом Национального исторического музея Беларуси — Музеем истории музыкальной и театральной культуры. Прозвучало много теплых слов, гости увидели кадры из его картин и спектаклей. Ведущим вечера стал еще один февральский юбиляр Андрей Душечкин (интервью с ним вы найдете в этом номере «НГ»). В открытии выставки приняли участие первый заместитель министра культуры Наталья Карчевская, специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой, настоятель минского храма-памятника в честь Всех Святых протоиерей Федор Повный, друзья театра, коллеги, творческая интеллигенция, семья Янковских. Слова признательности и уважения памяти актера высказали председатель Белорусского союза театральных деятелей драматург Алексей Дударев, председатель Белорусской гильдии актеров кино Светлана Суховей, худрук театра Сергей Ковальчик, режиссер Валентина Еренькова, сын Владимир и супруга Нина Давидовна…

«Макбет».

Когда в театре закончится реконструкция, а произойти это должно в конце марта, посетить выставку на втором этаже смогут все зрители, купившие билеты на спектакли. Поверьте, тут есть на что посмотреть и чему удивиться. Уникальные фотоматериалы из театральной, семейной и насыщенной общественной жизни Ростислава Ивановича, костюмы и реквизит из знаменитых спектаклей с его участием: «Маскарад», «Горячее сердце», «Гнездо глухаря», «Гамлет», «Егор Булычов и другие», «Христос и Антихрист», «Земляничная поляна», «Горе от ума»… Многочисленные профессиональные актерские награды, среди них — премия «Золотой овен», призы фестивалей «Золотая маска», «Золотой Витязь» и другие.

Каждый, кто придет на выставку, снова попытается разгадать актерский и человеческий феномен Ростислава Янковского. Любые эпитеты в его адрес в эти февральские дни не кажутся лишними, но и словами все не выразишь. Разве может словосочетание «страстный темперамент» объяснить всю полноту его дара, передать то, каким видели Ростислава Янковского на сцене? Разве способно слово «энергетика» передать то, что на самом деле чувствовали зрители «Макбета» или «Гамлета»? Сегодня, кажется, подобного накала страстей и разнообразия уже перестали требовать от актеров, у каждого теперь свое амплуа, свой жанр и свой агент…

Шекспировские и мольеровские герои, персонажи из русской и советской классики, интеллигенты и ищущие справедливости натуры. По большому счету однолюбы, аристократичные и благородные персонажи, преклонявшиеся перед светлыми женскими образами, преданные своему высокому чувству до конца. Однолюбом был Ростислав Иванович и в жизни, в своем счастливом браке с Ниной Давидовной.

«Горе от ума».

В отношении народных артистов есть штамп: мол, они поистине народные, поскольку имеют большое количество поклонников. Янковского действительно любил простой зритель, тянулся к нему, шел на его спектакли, но все же чувствовал и некую дистанцию с этой фигурой. И в этой дистанции не было ничего дурного. В ней были своя красота и поэзия. Его любили, им восхищались, но никогда не старались пересечь незримую черту, которая всегда отделяет талант от восхищенной им публики и тотальной будничной повседневности.
На этой неделе в день рождения Янковского телеканал «Беларусь 3» показал программы «Майстры і куміры» и «Люблю і памятаю», посвященные артисту. Также телезрители увидели его творческий вечер, записанный Белтелерадиокомпанией в 2015 году. А завтра и послезавтра «Беларусь 3» покажет героическую драму Владимира Корш-Саблина «Красные листья», снятую на «Беларусьфильме» в 1958 году. Это одна из первых работ Ростислава Ивановича в кино.
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter