Британский ученый Роб Филд о том, как жить, не причиняя вреда природе

Роб Филд: «Какое чудо — ощущать себя живым!»

Недавно известный эколог Роб Филд из Королевского общества защиты птиц приезжал в Беларусь с лекцией «Разборки с климатом. Будет жарко?». Наш корреспондент побеседовала с авторитетным ученым о том, как он создал на месте столетнего пустыря сад и отдал его во власть дикой природе, почему гоняет на мотоцикле, в честь кого назвал свою собаку и курочек на ферме. А еще Роб Филд слушает хеви-метал, он большой фанат космоса и при этом осторожный оптимист, он верит: худшее, что может случиться здесь, на Земле, мы сумеем предотвратить.

Фото Александра Горбаша

Изгородь из боярышника

Примерно 10 лет назад они с женой решили построить дом на территории фермы, которая принадлежала родителям супруги. Прежде несколько столетий на месте этой фермы находилась свалка. В начале 1960-х организовали систему коллективного вывоза мусора. Место расчистили, выровняли и посадили деревья, которым сейчас уже более 40 лет. Роб «вписал» среди них свой дом. И посеял траву (самую обычную — такая растет в Британии повсеместно), смешав ее с семенами диких полевых растений, чтобы привлекать пчел и других насекомых, исчезающих в этой стране. Есть у него и участок, где посажены плодовые деревья, кустарники. Три года назад на небольшой территории закипела стройка: была сделана площадка для детей, появился газон, а жена Роба обзавелась миксбордером, где выращивает пряно-ароматические растения. Тем не менее большую часть участка оставили в диком, нетронутом виде. Вся территория занимает примерно полгектара. Такой природный сад радует красотой, в нем обитают насекомые, птицы.

Помнит ли Роб Филд самое первое в жизни посаженное дерево? Да. Это был боярышник, одно из классических растений британцев, которое они используют в качестве живой изгороди. Весной она покрывается белым цветом, а осенью усыпана маленькими красными плодами.

Терьер Лайка

Местность, где они живут, называется «графство Лестершил». По сути, оттуда и «фермерские» корни Роба. Примерно в 40 километрах от этой усадьбы живет его мама, а до этого там жили ее родители. Они, как и родители жены Филда, были фермерами. Здесь Роба окружает множество людей фермерского сообщества.

А еще у него есть терьер по кличке Лайка — он назвал своего четвероногого друга в честь первой собаки, отправленной в космический полет. Кроме того, в хозяйстве британского эколога «прописались» две курочки и петух. Попробуйте угадать их имена.

— Петуха зовут… Юрий — в честь Гагарина, первого человека, полетевшего в космос, — продолжает с невозмутимым видом Роб. — А из курочек одну зовут Валентина — в честь Терешковой, первой женщины-космонавта, другую — Хелен, ее я назвал в честь Шармэн, первой британской женщины, полетевшей в космос.

Дело в том, что Роб Филд — большой фанат космоса. Такой вот синтез космической романтики и типичного британского юмора. Мечтать о космических далях и беспокоиться, как выжить нам всем на Земле.

Березовый сок и персик с дерева

— У вас довольно много взрослых деревьев. Это ведь груша? — оживляется Роб, когда я показываю ему фотографии растений в моем саду. — Да, знаю, цветет красиво. Это хорошо, что вы старое дерево оставили. И этот старый деревянный сарай… Мы, кстати, оборудование со старой фермы тоже сохранили. Например, приспособили металлические контейнеры для выращивания растений.

— Что нужно делать на дачном участке, чтобы не навредить природе?

— В саду не должно быть все слишком чистенько, аккуратненько, какую-то часть участка оставляйте с нескошенной травой. Ориентируйтесь прежде всего на те виды растений, которые есть в вашей местности. Наблюдайте за тем, что нужно растениям в природе, и старайтесь максимально приблизить для них подобные условия на своем участке.

— Какие деревья лучше посадить, с экологической точки зрения?

— Для собственного здоровья я выбрал бы те, которые растут в окрестностях. Мне, например, нравится береза, и березовый сок полезен для здоровья. А можжевельник воздух очищает. Есть растения, которые в природном сообществе как бы подготавливают почву для следующих видов. К примеру, сначала идут быстрорастущие ольха и береза, после них уже могут расти дуб, бук. Если вы хотите улучшить климатические условия, высаживайте большие и быстрорастущие деревья.

— В Беларуси уже плодоносят персики, считавшиеся раньше южными культурами. Может, стоит отказаться от таких местных растений, как яблони?

— В моем саду тоже растут яблони. На самом деле они не являются местными видами ни в Великобритании, ни в Беларуси и в свое время также были завезены из южных мест. Если есть возможность посадить какое-то экзотическое дерево на участке и получать с него плоды — это прекрасно! Главное, чтобы инвазивные виды не захватывали господство над аборигенными.

Серый журавль переберется из Беларуси на место жительства в Скандинавию. Обесцветятся и исчезнут кораллы. Не останется места на Земле для северных птиц, а в Северном Ледовитом океане — для арктических рыб. В популяции морских черепах нарушится «гендерный баланс». Участятся ураганы и наводнения, потеряют кров в прибрежных зонах миллионы людей. С этим мы столкнемся в результате глобального изменения климата уже в этом столетии, если ничего не предпримем.

Поющая камышовка

Как же жить экологически правильно, чтобы уменьшить причиняемый природе вред? 

Вот самые простые советы. Приобретайте продукты питания у местных продавцов, а не у импортных поставщиков, чтобы их не доставляли загрязняющим воздух транспортом. Выбирайте упаковку, которую можно переработать, — стеклянную, бумажную. А в теплое время года используйте для передвижения преимущественно велосипед.

Роб приводит личный пример:

— Я не могу позволить себе электромобиль, езжу на мотоцикле. Холодновато, правда, зато выбросов СО2 в атмосферу меньше.

В ответ на вопрос, не связана ли его любовь к гонкам на мотоцикле с увлечением рок-музыкой, британский ученый признается, что начал гонять недавно. Не сказать, что это связанные вещи, но да, хеви-метал — Motorhead и АС/DС — точно нравится. И в молодости он носил длинные волосы.

Как эколог «возобновляет» свою собственную энергию? Прогулками вокруг фермы, наблюдениями за птицами. Самые любимые сады — дикие, заросшие, где есть густая тень летом. А самый яркий трогательный момент, связанный с природой Беларуси, который помнит до сих пор (Роб и его белорусские коллеги изучают, как восстановление болот влияет на популяции птиц на Полесье), — пение садовой камышовки. Она, кстати, поет только по ночам. В Великобритании этого вида нет.

Обыкновенный чистик

Верит ли Роб в… чудеса? О, да! В те маленькие вещи, которые дают ощущение, что ты жив, и в какие-то моменты вдруг напоминают о том, какое это чудо — быть живым.

— Однажды, 20 лет назад, на острове Оркни, это в Шотландии, где мы занимались изучением обыкновенных чистиков, я увидел, как эти птички сидели рядышком на скале перед морем. Наступал закат. Солнце освещало их, и они тихими голосами переговаривались между собой, как будто обменивались друг с другом впечатлениями. Это звучало так мелодично: «Пи-и-и-и…» Они действительно славные пичуги. С полностью черным оперением, белыми пятнами на крыльях и ярко-красными ножками. Такие вещи — и есть чудеса…

А еще Роб Филд оптимист, правда осторожный. Он верит: худшее, что может случиться здесь, на Земле, мы сумеем предотвратить, иначе зачем тогда вообще делать всю эту работу?

ДОСЬЕ «НГ»

Доктор Роб Филд с 2000 года — старший научный сотрудник Королевского общества защиты птиц (RSPB, Великобритания). Сфера его исследований — сохранение биоразнообразия, землепользование и климатические изменения. Он сотрудничает с белорусскими коллегами, их совместные усилия направлены на уменьшение негативных последствий климатических изменений на Полесье. В Минск он приехал прочитать лекцию, которую инициировала общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» при ­поддержке посольства Великобритании в Беларуси.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter