Основные направления развития белорусской судебной системы, гуманизация законодательства. Детали рабочей встречи Президента с Валентином Сукало

Разговор у Президента

Об основных направлениях развития белорусской судебной системы, гуманизации законодательства шла речь на рабочей встрече Президента с Председателем Верховного Суда Валентином Сукало. Деталями состоявшегося разговора Валентин Олегович поделился в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

В. Сукало.

Основные ориентиры

— Вся наша деятельность в интересах людей. Люди, когда говорят о справедливости, чаще всего ассоциируют ее с правосудием. Ищут эту справедливость в наших учреждениях. Поэтому принципиально важно, какой будет наша система в будущем, какова она сегодня, какие реформы нужно проводить для ее совершенствования и повышения эффективности.

Уходящий год был очень знаковым для нас. 5 апреля, открывая уникальный Дворец правосудия, Глава государства провел очень важную встречу с руководством судебной системы страны, где были определены основные задачи совершенствования судебной системы на ближайшее пятилетие… Вся наша деятельность сегодня связана с реализацией этого протокола поручений и совершенствованием правосудия.

О цифровизации правосудия

— То, что с 1 января нам придется все процессы фиксировать в режиме видеоконференции, делает наше правосудие абсолютно прозрачным, открытым для населения, и каждый гражданин может, в принципе, видеть, как происходит процесс правосудия. И нам было поручено создать банк данных уже принятых судебных решений, в котором каждый человек мог бы ознакомиться с ними. Это очень интересно и для абсолютного большинства людей, и для субъектов хозяйствования. Внедрение такой цифровизации очень важно. Делает наш процесс современным, эффективным, более динамичным и более открытым. Возможность такой фиксации очень дисциплинирует всех участников процесса. Это делает наше правосудие менее конфликтным. Даже по времени мы сократили ведение процессов. В первом чтении Парламент принял уже законодательное закрепление таких новаций в судопроизводстве, и мы со следующего года будем внедрять и развивать такой формат судопроизводства. Не только в Верховном Суде, но и в областных, крупных районах, и так постепенно перейдем на все районные суды.

Проще и гуманнее

— В контексте данных поручений мы разработали проект указа Главы государства о сокращении судебной юрисдикции по бесспорно доказанным категориям дел, когда, быть может, не нужно судебное решение, а достаточно исполнительной надписи. Такой указ позволит нам оптимизировать судебную нагрузку, снизить ее и повысить качество разрешения более сложных категорий дел.

Кроме этого, мы подготовили проект указа Президента об изменении штатной численности внутри судебной системы. Не увеличивая штатную численность судей, мы изымаем вакансии из судов менее загруженных, в сельских небольших районах, и перемещаем их в более сложные крупные суды, которые работают с более высокой степенью нагрузки. В районы с более высокой перспективой развития. По существу, мы оптимизируем нагрузку на судей за счет собственного их перемещения без увеличения общего количества. Это очень принципиально и важно для эффективной работы самой судебной системы.

Мы готовим целую серию законодательных актов, которые позволят избежать двойной ответственности субъектов хозяйствования. Скажу прямо, что мы видим свою задачу в гуманизации применения действующих норм законодательства. Мы сейчас работаем над оптимизацией и смягчением ответственности за экономические преступления. Мы должны активно заниматься и пересмотром применения закона по некоторым антинаркотическим статьям, в которых были изменены нижние пределы санкций. Мы пересматриваем приговоры по некоторым категориям дел. 

Вообще, наша деятельность направлена на защиту интересов людей. Чтобы сберечь каждого человека, без нужды не направляя его в места лишения свободы. Мы все делаем для того, чтобы сделать практику назначения наказаний более эффективной и не обязательно карательной и агрессивной.

В новом зале Верховного Суда.

О переходе на электронный документооборот

— Такая задача поставлена Главой государства, и я думаю, что она будет реализована. Не то чтобы мы совсем откажемся от бумажных протоколов, но протоколы станут краткими, буквально из нескольких страничек. Основная же часть судебных процессов будет фиксироваться на специальных носителях, которые будут приобщаться и храниться при уголовных делах.

Апелляция вместо надзора

— Задание, которое было в поручениях Главы государства, — сделать все для расширения апелляции. То есть расширение судебной апелляции и сокращение судебного надзора. Идея такова, что процесс правосудия должен завершаться на апелляционной стадии. Апелляционный суд имеет право применять любые решения, изменять их на новые, усиливать наказание или снижать его. Это сделано для того, чтобы после вступления приговора или решения суда в законную силу не было необходимости сторонам заниматься дальнейшим обжалованием в порядке надзора. И конечно, с более широкими возможностями апелляционных судов должны сокращаться вмешательства на стадии судебного надзора — потом, когда решение уже вступает в законную силу. Мы готовим такой законопроект, такие предложения, и думаю, что они будут реализованы. Ведь когда решения, вступившие в законную силу, годами обжалуются в порядке надзора, это сложно и неправильно.

О едином Экономическом апелляционном суде

— Это как раз часть упомянутых выше новаций. Речь про оптимизацию, повышение эффективности апелляционных инстанций в экономических судах. Сегодня областные экономические суды — это суды первой инстанции, которые рассматривают абсолютное большинство экономических споров. То есть эти суды являются как судами первой инстанции, так и апелляционной, и поступающая в апелляционном порядке жалоба на них пересматривается пусть и другими судьями, но теми же судами. Мы считаем это неправильным, неэффективным и не отвечающим качественному правосудию по экономическим спорам. Поэтому внесли в качестве предложения, и Главой государства оно поддержано, такую новацию, как изъятие из компетенции областных экономических судов рассмотрения дел в апелляционном порядке и создание единого экономического республиканского суда.

О недостатках действующего КоАП

— Не открою секрета, если скажу, что Верховный Суд был одним из инициаторов совершенствования КоАП. Мы видели, что наш Кодекс об административных правонарушениях очевидно не соответствует сегодняшнему дню. На наш взгляд, в нем слишком много органов, которые могут составлять административные протоколы, — более 70. И очень много структур и органов, которые налагают административные взыскания, — более 20. Там очень много формальных и ненужных составов, иной раз и излишне суровых с точки зрения административного правонарушения и взысканий. Поэтому кодекс сам по себе устарел.

Все административные правонарушения будут разделены на категории по степени общественной опасности и правовым последствиям. Надо пересмотреть санкции составов, сократить предельное количество органов, которыми налагаются административные взыскания. Сделать в санкциях возможность минимального наложения штрафа, минимального административного ареста. Сделать возможность прекращения таких дел по малозначительности.

Суды уже очень активно используют даже в рамках действующего законодательства такие возможности. Я должен сказать, что в год примерно 7 тысяч дел мы прекратили по малозначительности. За примирением сторон. 

Я думаю, что нужно вообще пересмотреть сам административный процесс. Он несколько сложен сегодня, и надо сделать его быстрым, упрощенным, ускоренным. В отличие от уголовного процесса нет никакой необходимости в каких-то длительных процедурах. Его надо делать удобным, простым и понятным для абсолютного большинства граждан. В самих же санкциях должны быть уровни ниже предела. В каждой санкции должна быть возможность предупреждения. Не привлечения, а просто предупреждения или прекращения по малозначительности.

Амнистия к юбилею Победы

— Решение Главы государства очень правильное. Дата очень значимая для всех жителей нашей страны. И она должна как-то особенно отмечаться и быть связана с такими мероприятиями, с такими мерами, как амнистия. Нам — Верховному Суду — поручено вместе с Министерством внутренних дел разработать этот специальный закон. Он должен начать применяться уже с 9 мая. Думаем, что эта амнистия по своему охвату будет такой же, как и предыдущая, связанная с освобождением Беларуси.

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter