Расписание на завтра

Итоги социально-экономического развития Беларуси в 2011 году, а также задачи на 2012 год были рассмотрены 7 февраля на заседании Совета Министров.

Итоги развития экономики Беларуси в 2011 году рассмотрены на заседании Совета Министров Беларуси

Итоги социально-экономического развития Беларуси в 2011 году, а также задачи на 2012 год были рассмотрены 7 февраля на заседании Совета Министров.

Несмотря на замедление динамики основных макроэкономических показателей во втором полугодии прошлого года, важнейший положительный итог развития белорусской экономики заключается в достижении к концу 2011 года общего равновесия в результате проведения правительством сдерживающей стабилизационной экономической политики. Высокие темпы развития экономики в начале года позволили обеспечить прирост ВВП по итогам прошлого года 5,3%, прирост валового регионального продукта во всех областях, в Минске значение данного показателя также сложилось выше прогнозного.

Основной вклад в рост ВВП внесен промышленностью и торговлей при снижении роли строительной отрасли по причине сокращения жилищного строительства. Наиболее заметными положительными результатами 2011 года стали улучшение показателей внешней торговли и устойчивый рост удельного веса экспорта в промпроизводстве. В целом же из 15 важнейших параметров прогноза в 2011 году выполнено 6. Производство продукции промышленности обеспечено на уровне 109,1% к уровню 2010 года, удельный вес отгруженной инновационной продукции составил 17,4% при плане 12-13%. По итогам 11 месяцев прошлого года рентабельность продаж промышленности составила 12,8%, в сельском хозяйстве - 9,9%. Экспорт товаров и услуг по методологии платежного баланса сложился на уровне 157,9%, сальдо внешней торговли товарами и услугами - минус 3-4% к ВВП.

Рост инвестиций в основной капитал характеризовался тенденцией плавного замедления в течение прошлого года, что обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизации финансирования госпрограмм и сокращением расходов бюджета на эти цели. В целом на социально-экономическое развитие страны было использовано Br90,8 трлн. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 113,3% к уровню 2010 года при прогнозе 116-117%. Инвестиции в приобретение машин, оборудования, транспортных средств выросли по сравнению с 2010 годом на 19,6%, их удельный вес в общем объеме инвестиций увеличился до 44,2%. За счет иностранных источников, с учетом кредитов по иностранным кредитным линиям, в прошлом году использовано Br9,3 трлн. инвестиций, а их удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 10,3%. Это значительно ниже установленного на год значения (21%).

Доходы республиканского бюджета за 2011 год, по предварительным данным, сложились в сумме Br54,2 трлн., или 106,1% уточненного годового плана. Это в 1,8 раза превышает объем поступлений 2010 года. Для обеспечения макроэкономической сбалансированности, сдерживания высоких темпов инфляции и связывания совокупного спроса в прошлом году проводилась жесткая бюджетная политика на основе бездефицитного исполнения бюджета и введения ограничений на финансирование его расходных обязательств. С учетом этого, по предварительным данным, расходы республиканского бюджета составили Br51,6 трлн., или 99,6% уточненного годового плана.

Правительство Беларуси наметило комплекс мер по модернизации экономики в 2012 году

Правительство Беларуси запланировало комплекс мер по модернизации экономики в 2012 году, заявил 7 февраля на заседании Совмина премьер-министр Михаил Мясникович.

"В 2012 году на основе базисных принципов стабилизации экономики, которые созданы в 2011 году, предстоит реализовать комплекс мер по модернизации экономики", - подчеркнул премьер-министр. Он напомнил, что в прошлом году в Беларуси разработан и принят мощный пакет нормативно-правовых актов, которые формируют новые эффективные институты развития экономики. Помимо этого, намечены дополнительные меры по модернизации экономики. Среди них - индикативное трехлетнее программирование. Закон, закрепляющий эти принципы, внесен в парламент. "Мы рассматриваем трехлетку и это необходимо, чтобы отвечать на глобальные вызовы, с которыми сталкивается страна", - пояснил он. Нормы нового законопроекта призваны не только способствовать стабильному развитию экономики, но и обеспечить уверенность в обществе в целом.

"Это своего рода ответ оппозиции, которая голословно пытается посеять сомнения у людей по поводу деятельности правительства, - добавил премьер-министр. - У Совета Министров есть программа, есть позиции, мы знаем, как повышать доходы людей и укреплять экономику государства".

Руководитель правительства также напомнил о разработке в Беларуси пакета антимонопольных мер. Они нацелены на борьбу со сговором и недобросовестным поведением на рынке. При подготовке документов эксперты заимствовали лучшие европейские принципы, а также учли собственный опыт антимонопольного контроля.

В увязке с этими мерами будут урегулированы закупки за счет собственных средств госорганизаций и организаций госсобственности. Недобросовестные посредники должны исчезнуть как класс и лучший рецепт для этого - прозрачность сделок, открытость результатов и конкурсных закупок, подчеркнул Михаил Мясникович. "Это реальный удар по откатам и коррупции", - резюмировал он.

Беларусь вошла в 2012 год без макроэкономических дисбалансов

Об этом заявил на заседании Совмина премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.

 "Фактически решена задача национальной безопасности,- подчеркнул премьер-министр. - Бюджетно-финансовая система работает бездефицитно, приток валюты в страну превышает ее отток, замедлен рост цен, стабилен валютный и депозитный рынки". Эти тенденции нужно закрепить системно и сделать необратимыми, отметил Михаил Мясникович. База для этого главой государства, правительством и Национальным банком сформирована.

Руководитель правительства напомнил, что Беларусь "имеет благоприятные цены на достаточный импорт энергоресурсов, что позволяет экономике работать в полную силу, без всяких ограничений". Созданы максимальные в истории Беларуси запасы золотовалютных резервов, сформирован бездефицитный бюджет на 2012 год. "Планы развития текущего года и заделы на 2013 год приняты на принципах жесткого лимитирования эмиссии и инфляции, таким образом решены задачи огромной государственной важности для функционирования экономики", - отметил Михаил Мясникович. По его словам, все усилия госорганов и предприятий сегодня необходимо сконцентрировать на главных направлениях. Основное из них - рост доходов населения. Это важнейший приоритет 2012 года. "Мы должны обеспечить его на качественной основе за счет создания новых и модернизации действующих рабочих мест, только в жесточайшей увязке с ростом производительности труда", - резюмировал руководитель правительства.

Мясникович: никакой распродажи госсобственности в Беларуси нет и не будет

Руководитель правительства подчеркнул, что Беларусь будет продавать акции своих предприятий только на выгодных условиях.

В ближайшее время правительство представит главе государства перечень планируемых к приватизации в нынешнем году организаций. "Никакой распродажи государственной собственности, как подают это некоторые горе-писаки в средствах массовой информации, нет и не будет, - заявил премьер-министр. - Мы спокойно и последовательно будем открывать свою экономику, создавать новые рабочие места и привлекать инвесторов для роста благосостояния наших людей".

Предприятия, включенные в перечень приватизации, будут продаваться только на взаимовыгодных для Беларуси и инвесторов условиях, добавил Михаил Мясникович. "Стоимость активов включенных в эти планы предприятий должна обеспечить в текущем году приток в страну не менее $2,5 млрд.", - подчеркнул он.

По словам премьер-министра, приватизация и структурные реформы - это каждодневная работа для правительства. "Выполнять ее будем без гвалта и шума, эффективно, открыто и на правовой основе, - сказал он. - Не будет при этом никаких массовых сокращений, увольнений и прочих страхов, которые пытаются некоторые оппоненты породить в обществе. Рынок труда будет конкурентным".

Правительство Беларуси рассмотрит концепцию программы развития промышленности в конце февраля

По поручению главы государства новая программа разрабатывается группой экспертов под руководством Минэкономики.

Документ должен пройти самое широкое обсуждение в экспертном сообществе - у производственников, ученых, предпринимателей. "Концепцию с учетом предложений всех заинтересованных мы рассмотрим в правительстве в конце февраля", - рассказал Михаил Мясникович. В связи с этим он поручил привлечь к обсуждению документа всех заинтересованных, кто имеет конструктивные предложения.

Эти и другие инициативы дополнят меры по налоговым и бюджетным стимулам. Всего в 2011 году в Беларуси было принято 20 декретов и указов Президента, 15 постановлений правительства, которые заметно улучшили бизнес-климат, открыли новые возможности для предприятий всех форм собственности. Вместе с тем многое еще предстоит сделать, отметил Михаил Мясникович.

По его словам, главную ставку в новой промышленной политике Беларусь будет делать на крупные современные корпоративные структуры. Нормативные документы для создания и развития холдингов разработаны и представлены главе государства. Такие объединения - реальные и привлекательные активы, в том числе для кооперации с транснациональными корпорациями. Главный эффект от реализации подобных проектов заключается в повышении конкурентоспособности и устойчивости крупных отечественных производств и предприятий.

При отсутствии роста производительности труда руководители предприятий в Беларуси не будут получать премии

"Предлагаю записать наше решение: при отсутствии роста производительности труда премии и бонусы руководству предприятий, а также госорганов не выплачиваются ни при каких условиях", - сказал премьер-министр.

Он напомнил, что одной из главных задач, поставленных на текущий год, является рост доходов населения. Правительство должно обеспечить ее выполнение на качественной основе за счет создания новых и модернизации действующих рабочих мест и только в жесточайшей увязке с производительностью труда.

Михаил Мясникович напомнил, что в текущем году в Беларуси должна быть восстановлена покупательная способность населения, резко сократиться инфляция. Базовые условия для этого - эффективная монетарная и валютная политика. "Денежная масса должна соответствовать созданному валовому продукту, а валютный курс определяться спросом и предложением, - подчеркнул он. - Эти принципы в 2012 году и далее будут неукоснительно реализовываться. Всякое пожелание получить в течение года что-то, сверх предусмотренного и согласованного, исключается".

Для модернизации экономики нужны ресурсы и капитал, отметил премьер-министр. "Внутри страны денег мало и они объективно дорогие. Мы подсчитали: при минимальной потребности инвестиций в 2012 году в $15 млрд. наша банковская система способна обеспечить не более трети и под большие проценты, - констатировал он. - Собственных источников у предприятий и в бюджете также не хватает. Их совокупный объем на инвестиционные цели оценивается по году в $8 млрд.". Внешние заимствования создадут проблемы в последующие годы, поэтому важнейшей задачей является привлечение в Беларусь прямых иностранных инвестиций.

Проект закона об инвестициях подготовлен в Беларуси

"Разработан и представлен Президенту проект закона об инвестициях, - сказал Михаил Мясникович. - В нем собраны лучшие международные практики и отечественный опыт". Руководитель правительства напомнил, что привлечение прямых иностранных инвестиций - важнейшая задача для Беларуси. "Это не модное увлечение, а жизненная необходимость для развития экономики", - подчеркнул он.

Защита в правительстве министерствами и областями своих планов на 2012 год показала, что Минпром, Беллесбумпром, Белгоспищепром, Витебская и Гродненская области планируют долю кредитов в источниках более 35%, а коммунальные предприятия Брестской и Гомельской областей - более 50%. При этом доля прямых иностранных инвестиций - мизерная. "Мы обратили внимание руководителей, что это ошибочный подход, - сказал Михаил Мясникович. - При существующих процентных ставках и ликвидности банков делать главный расчет на внутренние кредитные ресурсы - нереально". В этой связи премьер-министр поручил всем руководителям до 15 февраля еще раз сбалансировать инвестиционные портфели по источникам. При этом ориентироваться необходимо на документы, утвержденные Президентом, правительством и Нацбанком. "Прирост требований банков к экономике в соответствии с денежно-кредитной политикой должен быть по году в пределах Br27-36 трлн., - добавил Михаил Мясникович. - Просим банковскую систему обеспечить экономику кредитными ресурсами, что называется по верхней планке прогноза на неэмиссионной основе".

Минфину поручено обеспечить жесткий контроль за соблюдением бюджетной дисциплины, исключить факты запуска проектов в общественном секторе без подтвержденных источников финансирования. Нарушения в этой области будут классифицироваться как вредительство. "Правительство будет признательно госконтролю за пресечение замораживания средств в незавершенном, неплановом, неэффективном строительстве, - отметил Михаил Мясникович. - Правительство утвердило объектные списки жилых домов, молочно-товарных ферм и других объектов, кредитуемых в централизованном порядке, на остальные объекты должны привлекаться исключительно коммерческие и собственные ресурсы".

Беларусь должна получить максимальную выгоду от вхождения в ЕЭП – Мясникович

"Мы должны планировать наше развитие с учетом стратегий наших партнеров. Нам надо активизировать работу и получить максимальную выгоду от работы ЕЭП, - подчеркнул премьер-министр. - Пока практически нет стоящих предложений, которые следует направить в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) как наднациональный орган Беларуси, России и Казахстана".

Председательство Беларуси в ЕЭК в первый год функционирования комиссии должно пройти под знаком современных инициатив и инновационных предложений. "Мы должны креативно реализовывать свою экономическую стратегию, повышать конкурентоспособность страны, используя возможности интеграции, и не только за счет Единого экономического пространства", - сказал Михаил Мясникович. Он подчеркнул важность достижения запланированных показателей по росту экспорта и выходу на положительное внешнеторговое сальдо. Даже с учетом риска замедления мировой экономики выполнение заданных целевых показателей реально, уверен руководитель правительства. "Валообразующие экспортеры - Минпром и концерн "Белнефтехим" чувствуют уверенно экономику своих предприятий, а это больше половины экспорта страны", - отметил он.

Развитию экспорта в нынешнем году будут способствовать и дополнительные стимулы. "Для этого правительство внесло главе государства проект указа, разрешающего экспортное кредитование нерезидентов в белорусских рублях, а также расширяющий ресурсную базу экспортных кредитов за счет валютных средств "Белэксимгаранта", - сказал Михаил Мясникович.

Вместе с этим премьер-министр потребовал усилить ответственность заместителей председателей облисполкомов, Минского горисполкома, а также заместителей министров за конечный результат выполнения основных показателей социально-экономического развития.

Правительство Беларуси наметило комплекс мер по модернизации экономики в 2012 году

Правительство Беларуси запланировало комплекс мер по модернизации экономики в 2012 году, заявил на заседании Совмина премьер-министр Михаил Мясникович.

"В 2012 году на основе базисных принципов стабилизации экономики, которые созданы в 2011 году, предстоит реализовать комплекс мер по модернизации экономики", - подчеркнул премьер-министр. Он напомнил, что в прошлом году в Беларуси разработан и принят мощный пакет нормативно-правовых актов, которые формируют новые эффективные институты развития экономики. Помимо этого, намечены дополнительные меры по модернизации экономики. Среди них - индикативное трехлетнее программирование. Закон, закрепляющий эти принципы, внесен в парламент. "Мы рассматриваем трехлетку и это необходимо, чтобы отвечать на глобальные вызовы, с которыми сталкивается страна", - пояснил он. Нормы нового законопроекта призваны не только способствовать стабильному развитию экономики, но и обеспечить уверенность в обществе в целом.

"Это своего рода ответ оппозиции, которая голословно пытается посеять сомнения у людей по поводу деятельности правительства, - добавил премьер-министр. - У Совета Министров есть программа, есть позиции, мы знаем, как повышать доходы людей и укреплять экономику государства".

Руководитель правительства также напомнил о разработке в Беларуси пакета антимонопольных мер. Они нацелены на борьбу со сговором и недобросовестным поведением на рынке. При подготовке документов эксперты заимствовали лучшие европейские принципы, а также учли собственный опыт антимонопольного контроля.

В увязке с этими мерами будут урегулированы закупки за счет собственных средств госорганизаций и организаций госсобственности. Недобросовестные посредники должны исчезнуть как класс и лучший рецепт для этого - прозрачность сделок, открытость результатов и конкурсных закупок, подчеркнул Михаил Мясникович. "Это реальный удар по откатам и коррупции", - резюмировал он.

Белорусский экспорт в 2012 году должен на 43% перекрыть промежуточный импорт

Об этом заявил министр экономики Николай Снопков на заседании Совета Министров.

Николай Снопков отметил, что в 2011 году "мы действительно стали экспортоориентированной экономикой, когда на внешние рынки отгружалось более 60% произведенной продукции, в то время как в 2010 году - 46%". Это позволило сформировать более здоровую товарную внешнеторговую структуру. В 2010 году всего экспорта не хватало, чтобы покрыть потребность страны в промежуточном импорте, а в 2011 году экспорт уже превышал стоимость покупаемого сырья и материалов на 17%. Поэтому на 2012 год поставлена еще более жесткая задача - перекрыть экспортом промежуточный импорт на 43%.

По словам министра, в 2011 году импорт вырос к 2008 году почти на 16%, но в основном это произошло за счет его удорожания на 10%.

Анализируя итоги 2011 года во внешней торговле, Николай Снопков подчеркнул, что не все ведомства смогли воспользоваться положительными моментами девальвации. "К сожалению, не достигнут к 2008 году уровень экспорта по тракторам, автомобилям, холодильникам, лифтам. Экспорт концерна "Беллесбумпром", который работает в основном на местном сырье, до сих пор ниже 2008 года на 20%", - констатировал Николай Снопков.

На 2012 год для министерств, концернов установлены дифференцированные соотношения объемов производства и экспорта, которые сбалансируют внешнюю торговлю.

Беларусь должна диверсифицировать привлечение инвестиций – Снопков

Николай Снопков отметил, что в основном прямые иностранные инвестиции в Беларусь поступают из России и Великобритании, и эти страны занимают 85% в географической структуре привлечения ПИИ в Беларусь.

"Министерство экономики считает это риском, это риск низкой диверсификации привлечения инвестиций, - отметил Николай Снопков. - При этом качество инвестиций из этих стран указывает на то, что наша экономика привлекает не стратегический капитал, а средства, которые ищут себе применения для целей диверсификации рисков".

Тем не менее в условиях закредитованности белорусских предприятий, что наблюдается на протяжении последних лет, не существует иных источников роста, кроме как привлечение стратегических иностранных инвесторов.

Министр экономики также подчеркнул, что с учетом вступления России в ВТО, а также функционирования Единого экономического пространства, "которое уже де-факто построено на идеологии ВТО, конкуренция по всем секторам экономики будет только жестче". И существенную роль в повышении конкурентоспособности экономики призваны сыграть только прямые иностранные инвестиции. "Другого источника просто нет", - сказал он.

Министр отметил, что в 2011 году инвестиции в основной капитал составили Br90 трлн. Это ниже намеченного уровня на Br2,9 трлн., что вылилось в снижение ВВП на 1%. Но с другой стороны, с учетом импортоемкости инвестиций в основной капитал внешнеторговый баланс не был обременен дополнительными $600 млн. импорта.

В Беларуси будут созданы дополнительные условия для самостоятельного поиска предприятиями финансовых ресурсов

Об этом заявил министр финансов Беларуси Андрей Харковец на заседании Совета Министров.

"В ближайшее время будут созданы дополнительные льготные условия для самостоятельного поиска ресурсов предприятий на финансовом рынке", - сказал Андрей Харковец.

Все, что требуется от руководителей министерств, регионов, директорского корпуса, - это предложение эффективных, быстро окупаемых бизнес-проектов. "Но сейчас их почти нет", - констатировал министр. В отраслях и регионах выбирается такой простой путь, чтобы обеспечить рост за счет экстенсивного расширения уже принятых госпрограмм. В этой связи стоит задуматься: какова отдача от этих вложений в части прироста добавленной стоимости и объемов экспорта, считает Андрей Харковец. Он заметил, что основные объемы ресурсов направлялись в прошлом году в АПК, деревообрабатывающую отрасль, строительный комплекс, где уровень этих показателей традиционно невысок. Но это характерно не только для Беларуси, но и для других странах. Поэтому точками роста здесь должны стать наукоемкие, высокотехнологичные производства в промышленности. От отраслевых руководителей требуется поиск и подготовка именно таких проектов. В этот процесс необходимо вовлекать и частный сектор экономики, подчеркнул министр финансов.

Минфин Беларуси и Сбербанк России подписали допсоглашение о продлении на 2012 год льготного кредитования белорусских товаров

"Вчера Минфин подписал дополнительное соглашение со Сбербанком России о продлении на 2012 год схемы льготного кредитования российских покупателей при покупке ими белорусских товаров", - сказал Андрей Харковец. Тем самым будет дополнительно стимулироваться экспорт товаров Беларуси в Россию, а также продвигаться продукция отечественных производителей на российский рынок.

Договор между Правительством Республики Беларусь и открытым акционерным обществом "Сбербанк России" об условиях выдачи кредитов для покупки в Российской Федерации товаров, произведенных в Республике Беларусь, был подписан 9 октября 2009 года. Договор принят в целях реализации указа от 24 сентября 2009 года №466 "О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь". Согласно указу Беларусь компенсирует часть процентов по кредитам покупателям белорусских товаров за пределами страны. Документ разработан в целях создания благоприятных условий для продвижения белорусских товаров на внешний рынок и направлен на увеличение валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности отечественных производителей.

Указом законодательно закрепляется положение о возможности компенсации из республиканского бюджета Беларуси части процентов по кредитам, выдаваемым банками государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, юридическим лицам этих стран - покупателям белорусских товаров. В основной группе белорусских товаров, которые могут приобретаться по этой схеме, - автомобильная техника, троллейбусы, тракторы, кормоуборочная и зерноуборочная техника.

На кредитование госпрограмм Беларуси в 2012 году из бюджета будет выделено Br18,5 трлн.

Об этом сказал министр финансов Беларуси Андрей Харковец на заседании Совета Министров.

В бюджете сохранится традиционная поддержка реального сектора экономики, что позволит обеспечить его стабильную работу, отметил Андрей Харковец. Для кредитования важнейших госпрограмм в 2012 году предполагается направить Br18,5 трлн. "Этот объем будет обеспечен за счет ранее накопленных средств правительства - Br7 трлн., остальные - средства банков, включая возвратные ресурсы", - отметил Андрей Харковец. Данные средства направляются на программу оснащения техникой (Br2 трлн.), закупку урожая 2012 года (Br2,7 трлн.). На программу развития молочной отрасли - также Br2,7 трлн., на закупку горюче-смазочных материалов - Br1,6 трлн. На кредитование жилья будет направлено Br7,5 трлн.

 

 "Именно такой подход к распределению ресурсов заложен в основу подготовленного Минфином проекта постановления правительства по объемам кредитования программ в 2012 году, - сказал министр. - По нашему мнению, он позволит обеспечить выполнение поставленных задач и сбалансировать возможности кредитования с потребностями заемщиков". При этом министр уточнил, что не достает ресурсов на сумму Br3 трлн. "Но эта сумма не столь критична, ее можно будет изыскать за счет негосударственных ресурсов, в том числе коммерческих банков и на зарубежных рынках", - сказал он.

Золотовалютные резервы Беларуси к концу года должны сохраниться в объеме $7,9 млрд. – Ермакова

Об этом заявила на заседании Совмина председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова.

"Важнейшей задачей является сохранение и наращивание международных резервных активов, - подчеркнула Надежда Ермакова. - ЗВР должны составить на конец 2012 года не менее уровня начала года, а это $7,9 млрд.". Соответствующая задача поставлена Президентом. Основными условиями ее выполнения станут сбалансированная внешняя торговля и привлечение в страну прямых иностранных инвестиций.

Руководитель Нацбанка отметила необходимость проведения работы по рефинансированию внешних обязательств Беларуси. В этой связи Нацбанк считает целесообразным продолжить переговоры с МВФ по рефинансированию задолженности или по привлечению нового кредита. "Мы видим, что работа с МВФ, также как и с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, позволяет дисциплинировать экономическую и денежно-кредитную политику, посмотреть на ситуацию в стране с другого ракурса", - сказала Надежда Ермакова.

По ее словам, сохранению золотовалютных резервов должно способствовать также сокращение внешней дебиторской задолженности. На 1 января 2012 года она составляла $1,2 млрд., что на 13% меньше по сравнению с 1 января 2011 года.

Нацбанк в 2012 году продолжит жесткую эмиссионную политику

Об этом заявила на заседании Совмина председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова.

Кредиты будут выдаваться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки. "При необходимости будут выполняться мероприятия по изъятию избыточных денег в экономике, - отметила Надежда Ермакова. - Первые дни февраля Нацбанк уже изымал деньги из экономики".

По мнению руководителя Нацбанка, в нынешнем году, выполняя поставленные параметры социально-экономического развития, крайне важно сделать правильные выводы и учесть ошибки, которые были допущены в 2011 году. Главная задача - обеспечение устойчивого развития экономики, повышение стабильности национальной валюты, обеспечение устойчивости банковской системы. Денежно-кредитная политика Нацбанка будет направлена на снижение уровня инфляции до 19-22%. "Успешное достижение заявленной цели будет зависеть как от эффективности экономики, так и от степени жесткости монетарной политики", - подчеркнул она.

Процентная политика будет ориентирована и осуществляться в зависимости от уровня инфляции и от ситуации на валютном рынке. "При этом Нацбанк будет осуществлять плавную корректировку процентных ставок, здесь не следует ожидать резких колебаний", - добавила Надежда Ермакова, напомнив, что к концу нынешнего года ставку рефинансирования планируется снизить до 20-23% годовых.

Ожидается, что собственный капитал банков с участием иностранного капитала в 2012 году, по оценкам, будет увеличен примерно на $200 млн. Важным источником пополнения ресурсной базы банков выступают средства, привлеченные из-за рубежа. Однако в условиях напряженной ситуации на мировых финансовых рынках, особенно в европейском банковском секторе, возможности банков по привлечению внешних ресурсов значительно сокращаются, констатировала Надежда Ермакова.

Нацбанк прогнозирует увеличение кредитной задолженности экономики перед банковским сектором в 2012 году на 17-23%

"По прогнозам, прирост кредитной задолженности экономики перед банковским сектором в 2012 году может составить 17-23%, или Br28-37 трлн.", - сказала руководитель Нацбанка.

Данные параметры роста учитывают возможные реальные ресурсные источники банков и полностью взаимоувязаны с важнейшими прогнозными параметрами социально-экономического развития, денежных доходов населения, платежного баланса и поступлений валютной выручки в страну.

"Расчеты показывают, что данные объемы прироста кредитной задолженности достаточны для поддержания экономического роста, роста экономики на уровне, принятом прогнозными показателями, но при своевременном выполнении субъектами хозяйствования обязательств перед банками в соответствии с графиками погашения кредитной задолженности", - добавила Надежда Ермакова.

Ключом к обеспечению экономического роста должно стать не наращивание объемов кредитования, а повышение его эффективности. Здесь у Беларуси есть значительный потенциал. "С целью повышения эффективности кредитования и исключения бесхозяйственности Нацбанком в ближайшее время будут приняты нормативные акты, направленные на запрет кредитования авансовых платежей, в первую очередь под импортные закупки, а также регламентирующие обязательное участие предприятий собственными средствами в объеме не менее 30% в финансировании инвестпроектов", - рассказала руководитель Нацбанка. Такой порядок поддержан главой государства. Надежда Ермакова подчеркнула, что банки будут поддерживать только эффективные инвестиционные проекты.

В Беларуси высвобожденные работники будут перенаправлены на новые производства

Об этом заявил министр экономики Николай Снопков на заседании Совета Министров.

Николай Снопков отметил существующие сейчас в Беларуси риски, вызванные несбалансированностью роста производительности труда и роста заработной платы. При этом неконкурентоспособный уровень заработной платы влечет отток квалифицированных кадров. "Единственный выход из этого положения - перезанять работников с традиционных рабочих мест на новые высокопроизводительные", - отметил Николай Снопков. Создание таких рабочих мест будет осуществляться через строительство новых производств. В этой связи рассчитывается потребность в инвестициях до 2015 года. "Добавленная стоимость, которую мы достигнем в 2015 году, при необходимости достижения минимальной зарплаты в $800 - соответствующим образом на эту добавленную стоимость должна быть численность занятых. Оставшаяся численность высвобождается. Соответственно, люди будут заняты на новых высокоэффективных производствах", - сказал Николай Снопков. Таким образом, сохраняется общая численность работников, но рабочая сила диверсифицируется на новые производства. В этом случае достигается необходимый уровень заработной платы в традиционных отраслях за счет сокращения численности работников, а также более высокий уровень заработных плат в новых производствах.

Николай Снопков подчеркнул, что сегодня достичь высокого уровня добавленной стоимости в традиционных отраслях невозможно. Поэтому из этих отраслей предполагается высвободить 280 тыс. работников до 2015 года. Но задача министерств, госорганов состоит в том, чтобы управлять высвободившейся численностью, создавать для людей новые рабочие места.

С этой целью необходимо реализовать новые инвестиционные проекты. Общая сумма прямых иностранных инвестиций для них до 2015 года должна составить $38 млрд., из них примерно $23 млрд. - на приобретение машин и оборудования. "И уже сегодня необходимо формировать пакет инвестпроектов для управляемого высвобождения работников", - подчеркнул министр. При этом он напомнил, что данные подходы заложены в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы. Однако существующие риски требуют корректировки поставленных задач. Акцент должен делаться на конкурентные проекты, чтобы выйти на конкурентоспособный уровень заработных плат.

Как отметил Николай Снопков, "производительность - основная задача на следующие четыре года". Почти две трети исследований по экономике рассматривают этот вопрос: как мотивировать, завлечь, заставить человека на высокотехнологичном оборудовании увеличить свою производительность.

"У нас в стране этой проблемы пока нет, - сказал министр. - У нас есть дисциплинированный, неразбалованный человеческий ресурс, и наша задача - освободить этот внутренний резерв".

На снимке: во время заседания.

Фото БелТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter