Личные подсобные хозяйства производят 23% валовой продукции сельского хозяйства в стране

Пусть вернется мода на корову

Личные подсобные хозяйства производят 23% валовой продукции сельского хозяйства в стране
Мало кто из нас сейчас помнит вкус парного молока. Забылось за давностью лет, что коровка была кормилицей семьи. Красули, Рогули, Зорьки, Милашки… Без них на селе была немыслима жизнь. 

А теперь все чаще слышно, сколько, мол, можно сокрушаться, что люди в деревне скот не хотят держать! Кому это надо сегодня, когда все можно в магазине купить. Когда три коровы на деревню, это проблемы не только их хозяев, но и местного колхоза: молоко забери, корма заготовить помоги, пастбище выдели. Словом, больше мороки, чем той выручки. 

С одной стороны — да, с другой — личные подсобные хозяйства производят 23 процента валовой продукции сельского хозяйства в стране. И для многих это не только свои продукты питания на столе, но и возможность пополнить свой бюджет. А работящие хозяева на земле  всегда жили и живут богаче многих горожан. Не думаю, что так и останется, если они от скота откажутся и вместо грядок клумбы начнут сажать.   

Мои дети, хоть и городские, выросли на парном молоке. Все лето проводили у бабушки на даче и бегали каждый вечер к соседке за банкой свежего, еще теплого, молока. Валентина Петровна десять лет назад держала четыре коровы, двух быков, шесть свиней, кур — сын и дочь учились в университете, нужны были деньги. Работая с утра до ночи, она никогда не понимала людей, которым недосуг заниматься хозяйством. Если на дворе есть живность, есть за что ухватиться. Все свое. Не говоря уже о том, что, если срочно понадобятся деньги, можно сдать на мясо быка или корову и получить их. Не надо никаких кредитов. Трудно? Да — трудно. А без денег жить легче? Дети ее уже уехали в город, но Петровна все равно держит две коровы и жизни без этих ежедневных забот не представляет. И это, как мне кажется, главная, третья, сторона — психологическая. Люди старшего поколения от безделья устают больше чем от работы. И пока есть такие хозяева в деревне, надо им всячески помогать. 

У знакомой родственница переехала из райцентра в деревню после смерти отца. Тот держал корову, лошадь, поросенка, разводил пчел, и дочка не стала сбывать нажитое, решила вернуться на родину. Спустя три года не жалеет. Завела вторую корову, свиней, гусей, кур, индюшек, выращивает картофель, зерновые, кормовую свеклу. Короче, живет за счет своего хозяйства, да еще его излишки продает людям. У нее есть постоянные покупатели, кое-что берут и односельчане. Дачники приезжают на лето, покупают  молоко, ведь на всю деревню коровы только у нее. 

Говорит, с кормами трудно и с выпасом, но отказываться от своей Мани не собирается.  Потому что сегодня, когда уровень зарплаты не так высок, как хотелось бы, есть проблемы со своевременной ее выплатой, именно ведение подсобного хозяйства может и должно стать одной из основных возможностей улучшения материального положения, а для кого-то, возможно, и главным источником дохода. Поэтому помощь в ведении личных подсобных хозяйств во многих районах является одной из приоритетных задач. И такой подход выгоден всем.  

Например, в Лиозненском районе в коллективные договоры сельхозорганизаций внесены дополнительные меры по поддержке и развитию ЛПХ, в том числе льготы. Среди них — возможность приобрести  корову с рассрочкой платежа и последующей продажей сельхозпредприятию теленка. Почти два десятка таких договоров сельчане уже заключили. 

А в Верхнедвинском районе, где работа с ЛПХ всегда велась активно, в прошлом году значительно увеличилось поголовье овец, птицы всех видов, кроликов, пчелосемей. Поголовье свиней на 1 января составляло 1265 голов, что больше прошлого года на 547 голов. Тенденция сокращения поголовья КРС и здесь сохраняется: общая численность у населения  района составила 681 голову, или меньше предыдущего года на 24. При этом на местный маслосырзавод молоко сегодня сдают более чем с 580 подворий. С 2011 года работают четыре индивидуальных предпринимателя, которые собирают его в 74 населенных пунктах. Сдатчики Сарьянского, Волынецкого, Шайтеровского сельсоветов даже увеличили объемы. За 2015 год населению завод выплатил за молоко больше восьми миллиардов рублей. 

Так что вопрос можно ли прожить в деревне без коровы все еще дискуссионный. Можно, конечно, вот только выгодно ли?  

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter