Пушной бизнес

Когда-то купцы Великого княжества Литовского снабжали пушниной и турков, и европейцев, и азиатов. Сегодня мы, их потомки, катаемся в шуб-туры в Стамбул, Афины, Гонконг. Воистину, история богата парадоксами. Впрочем, только дилетанты всерьез полагают, что «пушистая» отрасль окончательно переместилась в южные края.

 Когда-то купцы Великого княжества Литовского снабжали пушниной и турков, и европейцев, и азиатов. Сегодня мы, их потомки, катаемся в шуб-туры в Стамбул, Афины, Гонконг. Воистину, история богата парадоксами. Впрочем, только дилетанты всерьез полагают, что «пушистая» отрасль окончательно переместилась в южные края. Да, там больше многоэтажных торговых центров с шубами и манто, но традиции выделки меха по-прежнему остались в северных широтах. Как утверждают профессионалы, кто хоть раз сталкивается с производством меха, тот очаровывается им на всю жизнь. В Беларуси есть немало скорняков – наследников вековых секретов работы с пушниной. Изделия из меха некоторых белорусских предприятий известны далеко за пределами республики. Например, продукция отечественного  холдинга «Белтранспрогресс» продается в США, Европе, России.

Норка вполне может претендовать на символ современной меховой отрасли. Зверек достаточно неприхотлив, способен жить в самых различных климатических условиях, к тому же популярен у модниц. Норку выращивают все белорусские зверохозяйства. Ежегодно они производят около 900 тысяч шкурок. Большинство из них продается в Беларуси, но приобретается иностранцами. Реализуется наше меховое сырье и на международных аукционах в Санкт-Петербурге и Хельсинки. Отечественные меховые фабрики забирают только 5—10 процентов белорусских шкурок норки, остальную пушнину приобретают за рубежом.

Впрочем, собирать «пушистиков» со всего света – совершенно нормальное явление. Та же норка бывает десятков пород: каждая отличается по длине ворса, цвету, другим особенностям. Скажем, американская норка имеет более длинный ворс. Влияет на мех и климат, в котором жил зверек. Выращивать все многообразие норок в одной стране попросту нерентабельно. Ведь некоторых особенностей меха добиваются тщательной селекцией зверьков и нужного эффекта достигают только через 20—30 поколений. А ведь хорошая шуба – вещь элитная и, можно сказать, уникальная. Известные производители стараются использовать все возможности меха.

— У нашего холдинга несколько пошивочных предприятий, которые расположены в шести странах мира, — говорит генеральный директор Михаил Петров. – Есть меховая фабрика и в Беларуси – «Белимпортмех». За четыре года удалось создать отличный профессиональный коллектив. Многие предприятия легкой промышленности используют меховые вставки и другие элементы в производственном процессе. Шкурки мы приобретаем и в Беларуси, и на мировых аукционах. Ежегодно их проходит пять: в Хельсинки, Питере, Торонто, Сиэтле и Копенгагене. Там собираются все производители пушнины и ее покупатели. Белорусская норка достаточно хорошего качества. Правда, сразу использовать в производстве можно только 20—30 процентов шкурок. Остальные требуют в той или иной степени дополнительной обработки: химической или механической – стрижки, выщипывания и других операций.

Вообще мех – это наука, искусство, таинство, доступное только его истинным ценителям. Внешне идентичные для обывателя шкурки могут значительно отличаться с точки зрения профессионала. Есть множество самых разных нюансов, которые определяют качество и цену меха. Так, идеальная шкурка норки на мировых аукционах стоит в среднем сто долларов. Но если имеется хоть малейший изъян — ворс нестандартной длины, седина пробивается или окрас немного неравномерный, цена сразу «ползет» вниз. Ведь норки – живые зверьки: и болеют, и линяют, да и наследственность может проявиться. Встречаются и чисто механические повреждения. Норок, как правило, держат в клетке по 3—5 особей. Хорошо, если все соседи флегматичные, но попадись агрессор – покусает собратьев. Ранки заживут, но следы от травм останутся.

В меховой отрасли действует несколько классификаций качества меха. Они различаются в деталях, но принцип один — наличие дефектов делает шкурку просто дешевле, иногда на несколько порядков по сравнению с идеалом. При небольших недочетах цена падает на 20—25 процентов, если таковых много – наполовину, а то и больше, если недостатки существенные. Некоторые шкурки продают почти за бесценок – по 1—2 доллара за штуку.

Впрочем, небольшие дефекты можно снивелировать и «дотянуть» почти до идеального качества грамотной выделкой меха. Тут и проявляется профессионализм скорняков. Секретов множество: огрехи ворсового покрова исправляются фигурной стрижкой, покраской, а то и нейтрализуются нанесением спецэффектов лазером, многое может исправить химическая обработка шкурок. Современные технологии позволяют на меховом «холсте» даже исполнять сложные разноцветные рисунки.

— Из сырья с небольшими дефектами можно производить качественные изделия, — говорит Михаил Алексеевич. — Большинство производителей используют шкурки широкого ценового сегмента. Скажем, в шапках для оборотной стороны козырька, которая практически не видна и минимально подвергается воздействию окружающей среды, используются шкурки подешевле. Это не отражается ни на внешнем виде продукции, ни на ее носкости, зато снижается себестоимость.

Цена изделия – важный параметр отечественного мехового рынка. Основные обороты меховой отрасли дают изделия малых форм – головные уборы, аксессуары. Верхней одежды реализуется немного. Ведь на шубу в среднем уходит около 50 шкурок норки, и цена хорошего манто колеблется в пределах 5—10 тысяч долларов. Такую роскошь могут себе позволить немногие. А вот истратить 400—600 тысяч рублей на хорошую меховую шапку или муфту белорусы уже способны. Кстати, на долю отечественных производителей приходится 80—90 процентов рынка меховых головных уборов и аксессуаров, а вот в сегменте верхней одежды почти в такой же пропорции преобладает импортная продукция. Некоторые азиатские производители за счет низкого качества способны вписаться в финансовые возможности белорусов. Внешне шубы, которые привозят из Турции, Китая или Греции, выглядят солидно и внушительно, да только большинство дефектов грамотно скрыто. Они проявляются во время носки: через год-три шуба теряет внешний вид.

— Мех с хорошей выделкой может прослужить 8—10 лет и дольше, — утверждает Михаил Петров. – Скажем, шубе сносу нет, если ее раз в 2—3 года обрабатывать в специальных барабанах: после этой процедуры мех выглядит, как новый. Только периодически меняется подкладка.

Фабрика «Белимпортмех» ориентируется на внутренний рынок и его потребности. Хотя ее продукция известна далеко за пределами республики. Прежде всего за безупречное качество и меха, и пошива. Предприятие постоянно участвует в показах мод, следит за последними тенденциями в отрасли, разрабатывает новые коллекции… Мониторинг розничной торговли – «Белимпортмех» сотрудничает с большинством крупных универмагов столицы — показал, что немало их изделий приобретают иностранные гости.

Выпускает «Белимпортмех» и шубы, но верхняя одежда пока менее привлекательный сегмент для белорусских производителей. По оценкам экспертов, до 75—80 процентов шуб ввозится в республику туристами в качестве вещей для личного пользования. Естественно, без уплаты таможенных пошлин. Производители, и это мировая практика меховой отрасли, должны импортировать часть сырья и уплачивать 35-процентный таможенный сбор, который существенно отражается на конкурентоспособности готового изделия. Более либеральная фискальная политика, несомненно, дала бы толчок в развитии отрасли. Кроме того, белорусские производители смогли бы «перетянуть» на свою сторону часть потребителей, которые пока пользуются механизмом «штучных» меховых покупок за рубежом.

Впрочем, несмотря на некоторые отраслевые проблемы и шероховатости, скорняки славятся своим оптимизмом. Ведь не даром говорят, что мех своей природной пушистостью передает человеческой душе спокойствие и тепло.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter