Психолог в законе.

Помимо профессиональных психологов свои услуги нередко предлагают шарлатаны и неквалифицированные “врачеватели душ”.

Помимо профессиональных психологов свои услуги нередко предлагают шарлатаны и неквалифицированные “врачеватели душ”.

Как отличить одних от других?

Эта история случилась в одном провинциальном городке. В небольшом райцентре стали проводить новомодные занятия по раннему развитию детей. В объявлении указывалось: с ребятишками работают только профессиональные психологи. Кто ж не хочет вырастить из своего чада гения? Заботливые мамы и папы бросились записывать своих деток на “курсы” и только спустя полгода узнали, что “дипломированные психологи” на деле оказались людьми без специального образования. По каким методикам обучались  дети в “развивающей” группе, до сих пор остается загадкой.

В Беларуси планируется принять закон об оказании психологической помощи. Появление этого документа поможет избежать подобных историй. Пока же в стране нет единых нормативных актов, которые регламентировали бы механизмы оказания психологической помощи. А это, как заметил первый заместитель министра здравоохранения Беларуси Роберт Часнойть, может стать причиной ее некорректного применения, также оказание неквалифицированной помощи в сфере психологии может наносить ущерб здоровью людей. Ведь, как известно, любая методика, может воздействовать на организм с пользой, а может причинять и вред. А теперь представьте, насколько опасны психологические инструменты в руках непрофессионалов. Псевдопсихологи зачастую не только опустошают кошельки доверчивых граждан, но и наносят им душевные травмы.
— Кроме того, до сих пор законодательно не урегулированы услуги народной медицины, так называемое целительство. Есть случаи, когда под видом психологической помощи оказываются услуги сексуального характера по телефону, — рассказывает Роберт Часнойть.
Закон об оказании психологической помощи разложит все эти “психологические нюансы” по полочкам и работать будут только хорошие психологи. Этот документ может быть принят в первом чтении на осенней сессии Палаты представителей, которая открывается сегодня. Главным образом законопроект о психологической помощи направлен на регулирование деятельности психологов. Проектом также закрепляются общие положения порядка оказания психологической помощи, ее цели, виды, принципы; определяются права и обязанности психологов и пациентов, которые к ним обратились. Кроме того, предусмотрены особенности оказания психологической помощи анонимно, несовершеннолетним и с использованием средств электросвязи. Важно, что информация, полученная в ходе психологической беседы, отнесена проектом к категории профессиональной тайны. За разглашение таких сведений психологи будут нести ответственность.
Кстати, в США, Германии, Польше, Австрии оказание психологической помощи регламентировано нормативными актами на государственном уровне. В России этот вопрос также сейчас активно обсуждается.

“НГ” решила расспросить заинтересованных лиц, почему так важно, чтобы в Беларуси наконец появился “психологический закон”.

Олег Сакадынец, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи:
— В сфере психологической помощи уже давно назрела необходимость навести порядок. Особенно в наши дни, когда кроме профессиональных психологов появилось бесчисленное количество магов, парапсихологов, бабок-шептух. Предполагается, что будет создан межведомственный координационный совет, который будет координировать деятельность в сфере психологической помощи. Естественно, экстрасенсы и народные целители не смогут получить лицензии. Но я уверен, в случае, если они смогут доказать свои сверхъестественные способности, мы найдем механизмы доброжелательного к ним отношения.

Сергей Игумнов, директор Республиканского научно-практического центра психологического здоровья:
— Появление закона поставит нас в ряд цивилизованных государств — аналогичные законы уже существуют в большинстве стран Западной Европы. Возможно, мы даже опередим Российскую Федерацию, где долго ведутся дискуссии о “психологическом законе”. Пока главный камень преткновения заключается в том, что проект закона  преимущественно регулирует действия коррекционных, педагогических и медицинских психологов. Но ведь есть еще и инженерные, и военные, и кадровые психологи. Также считаю, что в законе нужно четко разграничить научно обоснованные и научно не обоснованные методы психологического воздействия, должно быть уделено внимание парапсихологической деятельности. Еще в начале ХХ века основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд говорил о появлении “диких психоаналитиков” — тех, которые где-то что-то узнали о психологических технологиях и начали их применять. А ведь вред от таких “психологов” такой же, как и от непрофессиональных врачевателей. Но я вовсе не отрицаю существования личностей, наделенных сверхъестественными способностями. Это было бы сродни “научному” заключению светил Французской академии наук ХVІІІ века. Обсуждая природу метеоритов, ученые с полной уверенностью заявили: “Камни не могут падать с неба, потому что их там нет”.

Роман Шпаковский, житель Минской области:
— Год назад у меня умерла жена. Я остался один с тремя детьми. Эта было ужасное время. Я не знал, что делать. Как с ними говорить? Как помочь им справиться с горем? Как самому не захлебнуться в горькой чаше отчаяния? Знаете, в маленьких городах не принято ходить к психологу, но я рискнул. Пошел в территориальный центр социального обслуживания, там у нас работает психолог. Выложил специалисту все как на духу — о чем переживал, думал, рассказал какие-то семейные ситуации. Через неделю подробности моей жизни были у всех на устах. Город маленький, поэтому обсуждали все кому не лень. Видимо, психолог предала гласности все мои личные секреты. Думаю, если бы она опасалась ответственности, такого не произошло бы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter