Справится ли новый антимонопольный орган с региональным протекционизмом?

Против региональной протекции

БОЛЬШЕ двух лет назад в парламенте обсуждался проект Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Представитель Министерства экономики тогда, помню, заявлял, что новый нормативный документ поможет снять набившую всем оскомину проблему свободного доступа товаров одних регионов на рынки других. Жизнь показала, что не все так просто.

Закон фактически усилил противодействие монополистической деятельности. Более конкретно определены полномочия государственных органов, установлены запреты на злоупотребление доминирующим положением или использование приемов недобросовестной конкуренции. Появился и антимонопольный орган — Департамент ценовой политики Минэкономики. 

Оптимисты предполагали, что он станет аналогом всемогущей Федеральной антимонопольной службы России, которую у наших соседей одни уважают, другие откровенно побаиваются. На страницах газет постоянно появляются сообщения о том, как она пресекает сговоры поставщиков или продавцов, не позволяет доминирующим игрокам взвинчивать цены. Высокие штрафы отбивают желающим охоту заработать сверхприбыль. 

А что же у нас? За прошлый год установлено всего 11 случаев нарушения антимонопольного законодательства, еще 4 — по жалобам различных фирм и индивидуальных предпринимателей. Заведены ли серьезные дела? По сути, нет. 

Одна из причин в том, что управления антимонопольной и ценовой политики регионов находились в подчинении областных властей. И разве могли их сотрудники пойти против собственного начальства? Например, в прошлом году Министерство здравоохранения попыталось создать доминирующее положение на аптечном рынке своему структурному подразделению, а Брестский и Минский облисполкомы приняли решения по этому вопросу, нарушающие антимонопольное законодательство. Их отменили только после вмешательства Департамента ценовой политики Минэкономики. Но ведь из столицы за всем не уследишь.

Ситуация вскоре изменится. Президент подписал Указ № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли». На базе Минторга создается Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В его состав передается Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Министр торговли Владимир Колтович заявил, что с помощью такого шага удастся побороть региональный протекционизм в ретейле. 

Действительно, если антимонопольные подразделения выйдут из подчинения областей, они станут действовать смелее. Однако не надо забывать, что указания отдавать предпочтение местным производителям чаще всего отдаются устно. А раз нет документа, нарушающего закон, то нечего и отменять. Поэтому, вероятно, надо разрабатывать иные методики противодействия местничеству.

Кроме того, протекционизм ведь не сводится только к торговле в магазинах. Он значительно шире. Возьмем наш АПК. Не раз приходилось сталкиваться с такими случаями. В хозяйстве накануне посевной пропадают лишние семена. Находится и покупатель. Но поскольку он из другой области, то разрешения на продажу не дают. Мол, а вдруг своим понадобится. Это «вдруг» не наступает, сельхозпредприятие несет убытки.

Притчей во языцех стало и закрепление хозяйств за мясокомбинатами. Допустим, один из них готов по более высокой цене купить скот, но разрешения не получает, потому как «чужой». Такой подход позволяет вольно себя чувствовать «своим»: можно и платить меньше, и с расчетами не торопиться.

А ведь действующий закон не зря называется «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Это значит, что он нацеливает на соревнование предприятий. А клиенты должны выбирать того, кто предложит наиболее выгодные условия.

Думается, успех в борьбе с протекционизмом станет возможным тогда, когда поменяем и психологию местных чиновников. Приведу пример. Как-то довелось беседовать на эту тему с работницей райисполкома. Она откровенно призналась, что не любит продукцию посторонних молочных предприятий в своем городе, потому что она мешает выполнять прогнозные показатели такому же, но своему заводу. При этом почему-то забыла, что главная цель нашего общества не показатели сами по себе, а лучшая жизнь людей. А она-то как раз и возможна в условиях конкуренции производителей и продавцов.

gedroiz@sb.by

Стратегия какой команды стала выигрышной и кто показал настоящий класс в пахоте — читайте  в следующем номере.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter