“Прометей” не прикованный —он встроенный

После окончания с отличием школы в деревне Добосна Кировского района Могилевской области Иван Зубов поступил в Белорусско-Российский университет на специальность “техническая эксплуатация автомобилей”. Иван — один из лучших студентов факультета, входит в состав совета университета. Второй семестр он является Скориновским стипендиатом.
В Белорусско-российском университете города Могилева два месяца назад открылся центр дистанционного обучения.
— Это сделано для того, чтобы активно использовать современные интернет-технологии в учебном процессе, — объяснила задачи нового подразделения его директор Валентина ХОМЧЕНКО. — Эксперимент по внедрению дистанционных методов планируем начать на заочном отделении специальности “Автоматизированные системы обработки информации”.
Белорусско-российский университет — третий по счету белорусский вуз и примерно сто сороковое учебное заведение на постсоветском пространстве, в котором будет использоваться российская система дистанционного обучения “Прометей”. До сих пор ее успешно внедрил Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники и Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации в Гомеле.
Идея организовать качественное образование на расстоянии, причем позволить каждому учащемуся выбирать удобную для себя траекторию обучения многим кажется перспективной. Подсчитано, что при нынешней скорости научно-технического прогресса желающему успеть за временем человеку необходимо повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет.
При помощи интернет-технологий вуз может не только повысить качество заочного образования, но и организовать самостоятельную работу слушателей дневного обучения, провести сетевое тестирование или интернет-конференцию, привлечь преподавателя из другого города или страны, предоставить возможность студенту по желанию изучить дополнительные предметы. Поэтому элементы технологии дистанционного обучения используют в своей работе многие белорусские вузы. Четыре вуза — БГУИР, БНТУ, Полоцкий государственный и Белорусско-российский университеты — получили разрешение Министерства образования на эксперимент по внедрению дистанционной формы обучения.
Россия — признанный лидер и пионер в освоении методов “обучения на расстоянии” на территории СНГ. Заместитель директора ООО “Прометей” Георгий СААТЧЯН объясняет этот факт особенностями российской географии:
— Среди наших клиентов — Центризбирком Российской Федерации, который ежегодно организует обучение примерно для 100 тысяч сотрудников во всех регионах страны, компания “Русский алюминий” с 15 тысячами сотрудников в разных уголках земли и другие гиганты — такие, как РАО “ЕЭС России” или Магнитогорский металлургический комбинат. Затраты на очное повышение квалификации такого количества персонала были бы огромными. При дистанционном обучении компания не несет накладных расходов, а стоимость подготовки одного специалиста зависит от количества участников обучения. Чем больше учеников, тем ниже расходы на каждого из них.
Впрочем, как и мифический Прометей, программное средство его имени имеет свою “болевую точку”.
— Есть проблема с итоговым тестированием обучающихся, — признался Георгий Рубенович. — У виртуального преподавателя нет возможности определить, тот ли человек сдает экзамен и не пользуется ли он шпаргалками. Контроль приходится организовывать на месте. Хотя, как правило, при корпоративном обучении, когда зарплата и карьерные перспективы сотрудника напрямую зависят от результатов его учебы, острой необходимости в контроле нет.
В белорусских вузах обучающиеся дистанционно студенты сдают экзамены очно. И преподаватели проявляют к уровню их знаний самый пристальный интерес: в 2009—2010 году в стране появятся первые дипломированные “дистанционники”. От уровня их подготовки и интереса общества к данной форме обучения будет зависеть судьба белорусского эксперимента по внедрению дистанционной формы обучения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter