“Прокол” маршрутки — это не шутки!

Каждый четвертый водитель нарушает правила перевозок. Минские водители маршруток и такси стали допускать значительно меньше нарушений. Но каждый четвертый из них и сегодня оказывается в чем-то “грешен”: не соблюдает режим работы и отдыха, не выдает пассажирам билеты, не включает таксометр. В этом убедился журналист “НГ”, побывавший в рейде транспортной инспекции Минтранса.

— В свое время, — рассказывает начальник транспортной инспекции по Минску и столичной области Олег Якшевич, — почти у каждого водителя такси или маршрутки было нарушение, а иногда и сразу несколько: например, не прошел перед выездом медицинский, технический осмотр, нет страховки, ездит по чужой лицензионной карточке. Но проверки не прошли бесследно. Уже в минувшем году протокол или акт составляли только на каждого второго водителя, а в нынешнем — на каждого четвертого.
Не засни за рулем!
— Едем на “Ждановичи”, — скомандовал Олег Якшевич, когда стрелки часов приблизились к половине десятого утра. Служебная “Газель” с антиконспиративной надписью “Транспортная инспекция” запетляла по улицам и доставила нас на конечную остановку около торгового дома “Ждановичи”. Около минуты — на облачение в ярко-салатовые жилеты. В руки — жезл и папки с бумагами, и вот инспекторы уже тормозят первую маршрутку.
“Ваши билетики, пожалуйста”, — просит инспектор. Пассажиры спокойно отдают. С билетами все в порядке. А как дела с путевым листом водителя? “Заполнен правильно, обозначено время выезда из парка, время обеда, окончания работы, маршрут, — подтверждает проверяющий. — Счастливого пути!”
Часто путевые листы оставляют полупустыми специально, чтобы не ограничивать свой рабочий день.
— С точки зрения пассажиров, можно, конечно, подумать: работай сколько хочешь. Чем больше рейсов — тем лучше людям, меньше придется ждать на остановке, — рассуждает инспектор. — Но в каком состоянии он будет вести машину, если недосыпает, крутит баранку с раннего утра до позднего вечера? Водителям маршруток разрешается работать до 10 часов подряд, а при отдельном согласовании с отраслевым профсоюзом — до 12.  Но на 12-часовой рабочий день разрешения пока не получил никто.
Мимо кассы
Еще один взмах жезла — и очередная маршрутка подруливает к бордюру. Водители подчиняются беспрекословно. Раньше сотрудникам транспортной инспекции приходилось работать вместе с ГАИ. Но по новым Правилам дорожного движения, вступившим в силу в нынешнем году, право останавливать машины получили и работники транспортной инспекции...
Если у транспортного предприятия или индивидуального предпринимателя будет много нарушений, то Минтранс может приостановить действие лицензии на 1—6 месяцев или вовсе аннулировать ее. За январь—апрель в отношении маршруток и такси только в столице и Минской области приостановили действие 18 лицензий, аннулировали — 2.  
За неработающий или неисправный таксометр таксисту грозит штраф в размере четырех базовых величин (сегодня это составляет 124 тысячи рублей). Такой же штраф придется заплатить и водителю маршрутки, если он не выдаст пассажирам билеты. Пассажиру-безбилетнику грозит штраф в половину базовой величины (на данный момент — 15,5 тысячи). Ревизоры, которые ловят “зайцев” на маршрутах государственных автопарков, несколько месяцев назад получили право штрафовать их и в маршрутках. Но таких случаев в Минске пока не было. Водители сами внимательны, а если не выдадут билетов и попадутся, не пытаются все свалить на пассажиров.

Контрольный, но неконтролируемый
Еще маршрутка. Все в порядке. К водителю еще одной также нет претензий. А вот с пассажиром — проблема. На пустом месте начал качать права, не хотел показывать билет. Инспекторы пригрозили отвезти на освидетельствование на наличие в крови алкоголя. “Ну и везите, я только бутылку пива выпил”, — продолжал буянить пассажир. Свои разборки он продолжил с сотрудниками ГАИ, которые дежурили неподалеку.
Водитель не имеет права провозить нетрезвых пассажиров, рассказал сотрудник транспортной инспекции. В свое время на маршруте Минск—Логойск пьяный пассажир избил своего соседа в маршрутке. Водитель ничего не предпринял, за что его потом и привлекли к ответственности.
Остановили большой желтый автобус “Богдан”. “Билеты все контрольные”, — первым заметил один из инспекторов. Пошли разбираться с водителем.
“Смотрите, — объяснил Олег Якшевич. — На билете вроде бы все в порядке: обозначен перевозчик, выбито время, стоит цена. Но вместо “фискальный” напечатано “контрольный”, а это значит, что полученная за проезд платапойдет мимо кассы, мимо налоговой инспекции”.
Переехали в район улицы Тимирязева. Больше часа задерживаться нецелесообразно: мобильники есть у всех, все предупреждены.
Первую маршрутку проводили без претензий. Водитель второй, издалека завидев ярко-салатовые жилеты, надолго задержался на остановке, выдал всем билеты и только потом подъехал к инспекторам. “По билетам видно, что все они пробиты в одно и то же время, — сокрушался потом инспектор. — Но ничего с шофером поделать мы уже не вправе”.
Останавливаем еще одного “Богдана”. “Опять контрольные билеты”, — предположил инспектор. Водитель притормозил — и вдруг рванул с места. Садимся в “Газель” — и за ним.
Догнали на конечной. Так и есть: билеты все контрольные. В салоне 21 пассажир. За четыре часа работы водитель выбил только 10 билетов. Остальные деньги — мимо кассы.
Доверяй, но проверяй
Журналисты сходят с дистанции, а инспекторы продолжают работать. Рабочий день у них — восемь часов. Выезды — 10—12 раз в месяц. Кроме пассажирского городского транспорта на контроле также междугородные автобусы, грузовики.
Наш рейд оказался среднестатистическим: на 12 проверок пришлось три нарушения. В целом по стране у транспортной инспекции Минтранса приблизительно такие же показатели. За последние двенадцать месяцев нарушений стало регистрироваться вдвое меньше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter