Проект 25+25. Принципы Анастасии Чечулиной: лучше сделать и пожалеть, чем жалеть, что не сделал

Призывы слабее искусства

Анастасия Чечулина родилась в 1994 году. К 25 годам много чего успела: возглавляет первичную организацию БРСМ отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Вилейского райисполкома, работает заместителем директора Дворца культуры

Анастасия Чечулина — личность в Вилейском районе узнаваемая и яркая. Многие видели ее на сцене Дворца культуры в выступлениях танцевального коллектива «Восточный мираж». Она же теперь руководит этим любительским объединением. Настя — постоянный участник разных молодежных акций: дискуссий, велопробегов, флешмобов, выступает в роли спикера Школы активного гражданина, возглавляет районную первичку БРСМ. Вот уже год, как работает заместителем директора Дворца культуры. Успела проявить свои деловые качества — организаторские способности и твердый характер.


Творческое начало (ее отец Валерий Чечулин — руководитель образцового духового оркестра детской школы искусств, сама ее окончила по классу фортепиано, пела в известном хоре «Кантус» заслуженного деятеля культуры Анатолия Шагова, увлекалась хип-хопом, зумбой. Но пришлось немного себя ограничить — сейчас вместо сценариев составляет отчеты, вместо книг по искусству штудирует два толстых тома по охране труда. Во время моего приезда, например, писала положение о санитарной дружине (как знать, приемы оказания первой медицинской помощи могут пригодиться больше, чем безупречный вокал). Но о выборе не жалеет:

— Я не стремлюсь к должностям — интересно узнавать что-то новое. Если хотите: испытывать себя. Никогда ведь не узнаешь, хорошо или плохо будет, пока сам не попробуешь. В жизни нельзя упускать возможностей. Мой принцип: лучше сделать и пожалеть, чем жалеть, что не сделал. Я окончила факультет информационно-документных коммуникаций университета культуры. По распределению поехала в родную Вилейку, работала библиотекарем, принимала участие в общественной жизни. С директором ДК Алесей Васильевной Высоцкой познакомилась, когда от БРСМ участвовала в разных концертах, других акциях, она и пригласила меня на эту должность. Поначалу сложности возникали с освоением большого объема новой информации. Сейчас многое необходимо успевать. Всегда советуюсь с Алесей Васильевной. Помог освоиться на новом месте и наш дружный коллектив. Кроме развлечений участвуем в важных программах — таких, как противодействие наркотикам, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, по укреплению общественной безопасности и других. Силами искусства можно сделать больше, чем призывами. Ну и наконец, работать во дворце, вокруг которого крутится культурная жизнь города, очень интересно. 

Тут же меня пригласила совершить экскурсию по большому зданию с огромными в пол окнами и множеством кабинетов, прекрасно оборудованной сценой и помещениями для репетиций. Признаюсь, впервые увидела культурный очаг не со зрительного зала и фойе, а из-за кулис. К областным «Дажынкам» его капитально отремонтировали, оснастили современными микрофонами, осветительными приборами и другой «начинкой», превращающей действо на сцене в настоящую феерию красок и звуков. «Уха-фест», танцевальный марафон «Время танцевать», новогодние шоу-программы, конкурсы народных традиций на Вильянином хуторе, народные гулянья, Праздник детства и семьи, организуемые для вилейчан, давно полюбились зрителям. В этих стенах постоянно работает 20 творческих коллективов — шесть народных и один со званием «образцовый». Быть второй хозяйкой настоящего дворца ко многому обязывает. Во-первых, надо знать все технические нюансы, как говорят, «ходы и выходы», во-вторых, коллективы, расписание их занятий и участников. Ну и самой быть в форме и отлично выглядеть. Показывая мне все интересные места, попутно фотографировала группу детей, пришедших сюда на экскурсию. Загружать сайт учреждения — тоже одна из ее обязанностей.

— Настя, кто повлиял на выбор профессии? Наверное, папа? Валерий Валерьевич — известный в районе библиофил. 

— Да, у него большая личная библиотека. Из редких издание Толкиена в подарочной упаковке и серия по всемирной истории 90-х годов выпуска — мечта многих собирателей. На полках только то, от чего при чтении получает удовольствие. «Хоббита» Толкиена отец перечитывал 20 (!) раз. Книги, которые издавались в советскую эпоху, для него ценны особенно. Такое исполнение сегодня не встретишь. А с Пушкиным вообще связана семейная история. Мы жили в Херсоне, и отец увидел в магазине десятитомник классика стоимостью 5 долларов — по тем временам большие для него деньги. Думал, у кого бы одолжить. И тут во сне увидел: золотые корешки мимо проходят. На следующий день пошел погулять со мной в парк и нашел 5 долларов. На них и купил сочинения Пушкина. Так что страсть к книгам у меня, можно сказать, с пеленок. Но и мама у меня человек творческий — она кондитер на хлебозаводе. Из авторов особенно люблю Агату Кристи. Из недавно прочитанного — Нора Галь «Слово живое и мертвое», Найджел Камберленд «Не жалей ни о чем и еще 99 правил счастливых людей», Марк Мэнсон «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо». Сама тоже собираю книги.

— «Слово живое и мертвое» — это же о работе с языком, для переводчиков. Думаешь заняться сочинительством? 

— Советы автора подойдут и публичным людям, кому необходимо выступать перед большой аудиторией. Бывает, слушаешь иной доклад, а там сплошные канцеляризмы — «языковая лебеда и мякина», как пишет Нора Галь. Такую речь плохо воспринимать на слух. Куда приятнее слово живое. Недавно сама это почувствовала, когда выступала в Школе активного гражданина. В общении с трудными подростками тоже ищешь убедительное слово, потому что достучаться до их душ очень непросто. Ораторское искусство потому и называют искусством, что оно по силе воздействия не уступает какому-то другому.

— Кто повлиял на тебя как творческую личность?

— Конечно, Анатолий Александрович Шагов, его уже нет с нами (13 мая годовщина смерти), но все ученики возглавляемой им детской школы искусств помнят этого педагога. Он сам делал аранжировку к песням, играл на нескольких музыкальных инструментах. В 48 лет выучил немецкий язык. Рисовал, снимал. С хором «Кантус» мы много где побывали. Именно такие личности действительно воспитывают молодое поколение. 

— Отец что-то подсказывает тебе, наставляет в работе? Или ты ему на правах коллеги?

— Папа не дает навязчивых советов, но всегда поможет, если нужно, подскажет. Вмешательства в его творчество не приемлет. Да и профессионал он в своем деле. Играет на валторне и саксофоне. Скоро в нашем городе пройдет открытый областной фестиваль духовой музыки. Такая честь оказана Вилейке в том числе потому, что наш образцовый духовой оркестр широко известен. Праздник ожидается масштабный. Выступят оркестры Минщины, ждем приезда участников из Польши и России, но список еще уточняется. Я очень люблю духовую музыку и с нетерпением жду это настоящее шоу. Конечно, готовимся. В весенние месяцы у нас буквально каждую неделю какое-то культурное событие. Интересно провели праздник Первомая. В творческой части я не принимала участия, а вот в организации мероприятия дел хватило. Культработники все чаще выходят из стен дворца на улицы и площадь, на берег водохранилища, просто во дворы микрорайонов. Хоть и нахожусь в статусе замдиректора, но сама часто развлекаю горожан вместе со своим танцевальным коллективом. 

— Кроме площадного и народного искусства в вашем городе приживается классика. Помогает, судя по афишам, знаменитый земляк — народный артист, профессор Михаил Антонович Козинец. Вот и арт-проект «Три тенора» привозил. Удивительно, что билет на этот концерт стоил меньше, чем на шансон Виктора Калины. Что так? Боялись, что публика не пойдет на оперные партии?

— Нет, все были в восхищении от певцов Владимира Куксенкова, Ивана Березина, Сергея Подовалова. Ничуть не хуже знаменитых Доминго, Каррераса и Паваротти, которые когда-то заставили весь мир говорить об оперном искусстве. Отличная, считаю, идея — создать такой арт-проект. Вилейчанам повезло, что они его увидели. Но артисты в зависимости от кассового сбора приезжают или не приезжают к нам. Выступления местных артистов тоже очень нравятся публике. Михаил Антонович привозит и свой оркестр имени Жиновича. У этого человека многому можно поучиться — преданности искусству, искренности со зрителем, любви к своей малой родине. 

— Коль пошел разговор о малой родине, спрошу, как молодежь участвует в облагораживании родных мест, в изучении истории края?

— В этом году сажали деревья, убирались в парке. В прошлом Году малой родины посвятили велопробег. Каждая остановка сопровождалась небольшой исторической экскурсией. Закончился он почти в 20 километрах от Вилейки на кемпинге. Я впервые так много каталась на велосипеде, вечером не чувствовала ног. Но впечатления от веломарафона того стоили. В команде прогулка получается особенной — ближе знакомишься с интересными людьми, а их очень много. Мне по душе движение. Когда училась в университете культуры, очень нравился ритм Минска, мне кажется, что там я даже больше успевала, чем здесь. И училась, и работала. Вообще, я люблю себя нагружать. Учу самостоятельно итальянский язык, мечтаю когда-нибудь побывать в Риме и Венеции. 

— Анастасия, а что дает тебе общественная жизнь?

— Возможность реализовать себя. Воплощение собственной идеи приносит радость. Однажды предложила отметить день донора. Если вдуматься, обратить внимание на донорство, спасающее жизни тысячам людей, — важная инициатива. Наша первичка БРСМ провела флешмоб на улице, выступили в школе. Конечно, это не масштабная акция, но цели достигли — люди от нас узнали о благородном деле. Ну и потом, молодежная организация — некий социальный лифт, дающий юношам и девушкам шанс, чтобы тебя заметили. 

klimovich@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter