Принципы – кооперативные, подходы - рыночные

Уважаемые участники Собрания! Наше Собрание завершает отчеты...

Доклад председателя Правления Белкоопсоюза Сергея СИДЬКО на отчетно-выборном общем Собрании представителей членов Белкоопсоюза

Уважаемые участники Собрания!

Наше Собрание завершает отчеты и выборы в потребительской кооперации, которые в соответствии с нормами законодательства и уставами потребительских обществ и союзов проводятся раз в 5 лет. Однако поскольку по известной вам причине полномочия ныне действующего состава Правления Белкоопсоюза были продлены, со времени предыдущего отчетно-выборного собрания прошло более 5 лет.

На старте отчетно-выборной кампании состоялись собрания на 7230 кооперативных участках. В их работе приняли участие свыше 738 тысяч членов-пайщиков потребительских обществ, что составляет 57,9 процента их общего количества (1 млн. 276 тыс. человек).

Отчетно-выборные собрания прошли в 118 районных и 2 городских потребительских обществах. Во всех областях состоялись общие отчетно-выборные собрания представителей членов облпотребсоюзов.

В ходе отчетно-выборных собраний избран новый состав органов кооперативного управления и контроля. Особо хотелось бы отметить, что существенно укрепился состав самой массовой и социально активной группы пайщиков, представляющих органы управления нашего базового уровня, — уполномоченных районных потребительских обществ.

Всего их избрано 8853 человека. 582 из них – депутаты районных, городских и сельских (поселковых) Советов, 750 – работники райисполкомов и сельских Советов, 426 человек – учителя, врачи, агрономы и другие представители сельской интеллигенции.

В отчетном периоде Правление Белкоопсоюза направляло усилия кадров на обеспечение динамичного поступательного развития потребительской кооперации, ее активное участие в реализации государственного курса на улучшение качества жизнедеятельности людей, выполнение установок и требований, изложенных в выступлении Президента страны на предыдущем отчетно-выборном общем Собрании в июне 2004 года.

Критические замечания главы государства и поставленные им конкретные задачи стали для кооператоров социально ответственной программой действий на последующий отчетный период. Они, по сути дела, охватывали все стороны кооперативной работы. От нас требовалось, во-первых, обеспечить торговое и иное обслуживание населения надлежащего качества, без лишней волокиты и проволочек забирать у населения всю товарную выращенную населением сельхозпродукцию, переработать ее, тем самым способствовать развитию личных подсобных и фермерских хозяйств, наращивая покупательные фонды населения, развивать производственную и внешнеэкономическую деятельность, повышать качество продукции, расширять спектр оказываемых населению услуг, то есть укреплять свои позиции на всех сегментах рынка, а также улучшить ситуацию в экономике системы в целом и каждой организации в отдельности.

В этой связи для придания кооперативной работе максимальной целенаправленности и организационной четкости Правление Белкоопсоюза уделяло первостепенное внимание выстраиванию рациональной модели устойчивого функционирования и поступательного развития потребительской кооперации, выполнению Программы совершенствования деятельности потребительской кооперации, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2004 г. № 1038, которая была разработана в рамках реализации поручений Президента Республики Беларусь, а также оказанию организациям потребительской кооперации мер государственной поддержки.

Каковы же результаты?

В отчетном периоде потребкооперации в основном удалось выдерживать все параметры показателей развития, определенных программой и контролируемых правительством, а по многим направлениям и превзойти их.

Судите сами!

Важнейший прогнозный показатель – розничный товарооборот — перевыполнялся ежегодно. Его рост за 2004—2009 годы составил 186,6 процента при прогнозном 165 процентов, среднегодовые темпы составили 111,0 процента при прогнозе 108,7 процента. Более высокими темпами товарооборот развивался в Могилевском (197,9 %), Гродненском (193,4 %), Витебском (191,5 %) и Гомельском (188,3 %) облпотребсоюзах. Вместе с тем в кризисном 2009 году, несмотря на принятые меры, темп роста розничного товарооборота составил 99,8 процента. Конечно, в целом мы не ухудшили обслуживание населения. Однако уровень 2008 года не достигнут Гомельским (99,0 %), Витебским и Минским (99,3 %) облпотребсоюзами.

Выше прогнозных имеем показатели и в общественном питании. За анализируемый период темп его роста составил 178,7 процента, среднегодовой темп – 110,2 процента.

В отчетном периоде обеспечивалась положительная динамика в развитии заготовок. За шесть лет среднегодовые темпы закупки сельхозпродуктов и сырья у населения составили 115,4 процента. Населению выплачено 770 млрд. рублей, что существенно увеличило их покупательную способность.

За 2004—2009 годы существенно увеличены объемы закупок у населения овощей — в 1,5 раза, плодов и ягод — 3,6 раза, дикорастущей продукции – 2,8 раза, грибов — 1,2 раза, меда – 2,2 раза, лома черных металлов – 2,9 раза.

Приняты меры по увеличению объемов отгрузки на экспорт дикорастущей продукции. Если в 2005 году ее было отгружено на уровне 1,2 тыс. тонн, то в 2009 году – 4,3 тыс. тонн, или в 3,6 раза больше.

За сданную потребкооперации сельхозпродукцию в 2004 году было выплачено 61,9 млрд. рублей, а в 2009 году – 199,8 млрд. рублей, или в 3,2 раза больше.

Рост производства потребительских товаров за 2004—2009 годы составил 134,2 процента (среднегодовой темп — 105,0 %). В торговлю за счет этого внутреннего кооперативного источника поступило товаров на 2,6 трлн. рублей.

Сравнительно высокими темпами развивались услуги. За 2004—2009 годы они возросли в 2 раза (среднегодовой темп – 112,8 %).

Экспортный оборот Белкоопсоюза вырос с 25,1 до 42,9 млн. долларов США. К 2004 году его рост составил 170,5 процента. Темпы роста экспорта на 98,9 процента опережали темпы роста импорта. В результате ежегодно обеспечивалось устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

Важно отметить, что во внешних поставках более высокими темпами возрастала доля готовой продукции — в 7,7 раза, овощей и фруктов – в 3,3 раза, дикорастущей продукции – в 9,4 раза.

В 2009 году потребительская кооперация поставила на экспорт 4,3 тыс. тонн замороженной продукции на сумму 8,4 млн. долларов США, удельный вес дикорастущей продукции в объеме экспорта превысил 20 процентов. Отгружено 3,7 тыс. тонн черники, или 78 процентов общего объема ее закупок, получено 7,3 млн. долларов США.

Удельный вес экспорта потребительской кооперации в общем объеме экспорта Республики Беларусь несколько увеличился — с 0,2 процента в 2004 году до 0,3 процента в 2009 году. А вы помните, что главой государства мы были подвергнуты справедливой критике за свертывание экспорта, низкий удельный вес потребкооперации в объемах экспорта страны.

Вместе с тем за 2009 г. фактический темп экспорта составил 93,0 процента. За январь—апрель текущего года нам удалось поправить положение. Темп роста экспорта составил 140,3 процента, обеспечено положительное сальдо внешнеторгового оборота, которое составило 10,5 млн. долларов.

Начиная с 2006 года высокими темпами росли инвестиции в основной капитал. В тот год темп роста составил 136,4 процента, в 2007 г. – 127,6 %, в 2008 г. – 123,5 процента.

За анализируемый период в основной капитал вложено 834,4 млрд. рублей. Сдано в эксплуатацию 1167 объектов. Создано 8,4 тысячи новых рабочих мест. Основной объем инвестиций направлялся на развитие материально-технической базы торговли (51,4 процента), 15,0 процента вложено в промышленность, на уровне 9,0 процента соответственно в транспорт и общественное питание.

Однако в 2009 году объем инвестиций сократился. К 2008 году он составил лишь 79,3 процента. Ниже этого уровня сработал Могилевский (55,6 %), Гродненский (62,9 %) и Гомельский (73,4 %) облпотребсоюзы.

На 2010 год Совет Министров Республики Беларусь установил Белкоопсоюзу задание с темпом роста инвестиций в основной капитал на уровне 116,0 процента. Это 248,7 млрд. рублей. Задача очевидна. Она заключается в том, чтобы не только выйти на задание, а превзойти его. Прежде всего за счет иностранных инвестиций, а также посредством привлечения сторонних источников финансирования.

В результате внедрения эффективных технологических программ и новейшего оборудования организации потребкооперации за отчетный период сэкономили 74,8 тыс. тонн условного топлива. Белкоопсоюз обеспечил утвержденный показатель по энергосбережению. За 2005—2009 годы он выполнялся ежегодно (минус 10,5 процента).

За исключением сбоев, допущенных в 2006—2007 годах, системно выдерживались показатели соотношения запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства. Запасы готовой продукции на 01.01.2010 года составили 15,9 млрд. рублей при среднемесячном объеме производства 33,7 млрд. рублей. Фактическое соотношение запасов готовой продукции на 1 мая текущего года составило 59,9 %, что ниже нормативного соотношения (60 %).

Начиная с 2004 года потребкооперация работает рентабельно. За отчетный период чистая прибыль по Белкоопсоюзу составила 216,8 млрд. рублей, в том числе за 2009 г. – 55,8 млрд. рублей. Все отрасли работали с прибылью.

Все это обеспечивалось трудом работников потребительской кооперации, и задания по оплате их труда ежегодно перевыполнялись. За 2009 год она составила 654,0 тыс. рублей, или 233 доллара США в эквиваленте. При этом темпы роста номинальной заработной платы в потребительской кооперации за 2004—2009 годы опережали темпы роста заработной платы в целом по Республике Беларусь на 16 % (по Белкоопсоюзу темп роста 411 %, по Республике Беларусь – 394 %).

В большинстве своем выполнялись также прогнозные показатели, которые разрабатывались Правлением Белкоопсоюза и доводились областным союзам и райпо.

Как я отметил, Правлением Белкоопсоюза проводилась работа, направленная на оказание организациям потребительской кооперации мер государственной поддержки. Так, в соответствии с указами главы государства с 2004 года организациям потребительской кооперации выделялись под заявленную потребность льготные кредиты на заготовку сельскохозяйственного сырья, ягод, грибов, и за 2004—2009 годы возмещено из бюджета 3,1 млрд. руб. процентов за кредит. В 2005 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 54 организациям потребительской кооперации была выделена бюджетная ссуда в сумме 30 млрд. рублей сроком на 3 года. Организации потребительской кооперации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы» получили налоговые льготы в общей сумме 4,3 млрд. рублей. Кроме того, согласно законам «О бюджете» организации потребительской кооперации были освобождены в 2004—2009 годах от уплаты целевого сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в сумме 193,5 млрд. рублей. Местные Советы депутатов в соответствии с протоколом поручений Президента Республики Беларусь с 2005 года освобождали организации потребительской кооперации от уплаты земельного налога и налога на недвижимость по объектам, расположенным в сельской местности, на сумму 22,5 млрд. рублей. На реализацию Государственной программы возрождения и развития села за 2005—2009 годы организации потребительской кооперации получили из республиканского и местных бюджетов 46,6 млрд. рублей.

Вместе с тем следует признать, что за истекший период нам не удалось восстановить утраченные в конце 80—90-х годов XX века экономические позиции, о чем свидетельствует продолжающееся снижение доли потребительской кооперации на всех сегментах рынка, хотя темпы падения снизились. Организации потребкооперации продолжают утрачивать конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве.

При этом сложное финансовое состояние абсолютного большинства райпо не позволяет реализовать проекты по формированию их конкурентных преимуществ.

А теперь разрешите мне более подробно остановиться на анализе, тенденциях, задачах развития отраслей деятельности, совершенствования системы управления.

Прежде всего хочу еще раз подчеркнуть и обратить внимание на особую для потребкооперации функционально объединяющую роль торговли. На понимание того, что в розничном товарообороте торговли в конечном счете отражаются результаты деятельности всех отраслей и инфраструктурных формирований системы.

При этом динамично развивающаяся эффективная торговая система может стать локомотивом развития других отраслей потребительской кооперации.

В соответствии с Программой совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—2010 годы дополнительно открыто 682 новых торговых объекта, переведено на самообслуживание 2,2 тыс. магазинов, дополнительно приобретено 505 автомагазинов и 31,4 тыс. единиц холодильного оборудования.

Наряду с этим в целях реализации Государственной программы возрождения и развития села за истекший период открыто 305 новых торговых объектов, произведены ремонт и реконструкция 7576 торговых объектов в сельской местности, приобретено и установлено 23,3 тыс. единиц холодильного оборудования, приобретен 471 автомагазин, восстановлена работа 822 ранее закрытых магазинов, в предприятиях торговли организована работа 207 отделов общественного питания, 267 бутербродных, приобретено и установлено 2,5 тыс. единиц малогабаритного оборудования. В магазинах организована работа 165 небольших специализированных объектов общепита, создано 520 рабочих мест в агрогородках.

Правление Белкоопсоюза проводило работу по развитию и активизации продажи непродовольственных товаров. Удельный вес их в розничном товарообороте за 2009 год составил 21,7 процента против 20,2 процента в 2004 году. Впервые организована торговля фармацевтическими товарами за счет открытия двух аптек в Могилевском облпотребсоюзе. В текущем году запланировано открытие еще двух таких предприятий.

Значительно расширен ассортимент сельхозинвентаря, средств защиты растений, средств борьбы с насекомыми, ядохимикатов, семян и другой продукции. Например, за анализируемый период продажа семян возросла в 1,5 раза, ядохимикатов – в 1,3 раза.

За последние годы проведены ремонт и реконструкция более 60 универсамов торговой площадью 250 и более квадратных метров, в которых внедрено самообслуживание, программное и компьютерное обеспечение и современные системы выносного холодильного оборудования.

В 1,2 тыс. торговых объектов, расположенных в райцентрах и крупных населенных пунктах, агрогородках, установлено 1,7 тыс. платежных терминалов.

По инициативе Правления Белкоопсоюза внесены изменения в порядок продажи товаров в кредит, упрощена процедура оформления кредита, что позволило организовать реализацию товаров в кредит в 9,1 тыс. торговых объектов и продать населению по данной форме товаров на сумму 1,0 трлн. рублей.

Во исполнение поручения главы государства, данного им на отчетно-выборном собрании 2004 года, организациями потребительской кооперации активизирована работа по открытию и приведению в надлежащее санитарно-техническое состояние объектов общественного питания, расположенных на автотрассах республики. В настоящее время обслуживание участников дорожного движения в системе потребительской кооперации осуществляют 130 объектов общественного питания и 59 объектов торговли. А в 2003 году таких объектов насчитывалось 83.

Удельный вес таких объектов потребительской кооперации в общем их количестве по республике составляет 18,5 процента. В 2010 году запланировано открытие 4, а также реконструкция 50 объектов.

Вместе с тем реализация этих мер не позволила потребительской кооперации приостановить тенденцию утраты позиций на потребительском рынке страны, хотя темпы падения и снизились. Так, за 2004—2009 годы удельный вес потребительской кооперации в товарообороте республики снизился с 10,2 % до 9,6 %, за 1-й квартал 2010 года – еще на 0,5 процентного пункта (за 1999—2003 годы снижение составило 3,3 процентного пункта). Наибольшее снижение этого показателя допущено Минским облпотребсоюзом – на 8,1 п.п., Витебским – на 3,2 п.п.

За 2009 год удельный вес потребительской кооперации через все каналы реализации снизился только в Брестском облпотребсоюзе — на 0,1 п.п.

Из 118 райпо республики в 2009 году по сравнению с 2008 годом укрепили свои позиции в товарообороте районов 51 райпо (Малоритское – на 9,8 п.п., Дубровенское – на 9,1 п.п., Дзержинское – на 7,5 п.п.).

Резко снизили свою долю в товарообороте региона 67 райпо. Наибольшее снижение допущено Узденским райпо – на 11,2 п.п., Лельчицким – на 5,6 п.п., Наровлянским – 5,4 п.п.

(Продолжение читайте ЗДЕСЬ)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter