Какие изменения в КоАП коснутся автолюбителей

Превентивные меры на первом месте

На общественное обсуждение вынесли проекты Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях. Каждый желающий может внести предложения и сделать замечания в специально созданных темах на Правовом форуме Беларуси до 28 мая. Напомним, решение о необходимости внесения корректировок в КоАП и ПИКоАП принято еще в конце прошлого года. На совещании с силовиками Президент поручил разработать новые проекты кодексов и исключить корректировки в этой сфере как минимум на последующие пять лет. По его мнению, важно обеспечить стабильность административного законодательства, а также реализацию профилактических мер. Разработчики учли эти замечания. 

В проекте КоАП правонарушения теперь классифицированы в зависимости от степени общественной опасности и последствий. Также пересмотрена система взысканий, упорядочены сроки их наложения, расширен перечень оснований для освобождения от административной ответственности. Отдельные изменения коснутся автолюбителей. С помощью эксперта — начальника отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного управления УГАИ МВД Александра ШЕВЧЕНКО сегодня разбираемся, что нового закреплено в КоАП в части безопасности движения и эксплуатации транспорта. 


Баллы

Новая редакция кодекса содержит статью «Начисление штрафных баллов». Заметим, она расположена в главе профилактических мер воздействия и нацелена на предупреждение систематических правонарушений, связанных с управлением транспортным средством. За что будут начисляться баллы? За те нарушения ПДД, которые влияют на безопасность дорожного движения. В частности, вождение машины с неисправностями — тормозной системы, рулевого управления, стеклоочистителей (во время осадков), с негорящими фарами и задними габаритами (в темное время суток), с непристегнутым ремнем безопасности. Также баллы дадут за превышение скорости, невыполнение сигналов светофора или регулировщика, нарушение маневрирования или обгона. В этих случаях 1 штрафной балл начисляется за административный проступок, 2 — за значительное административное правонарушение, 3 — за грубое административное правонарушение. А списываются они по истечении одного года с момента начисления. Важно: суммарное накопление десяти и более штрафных «очков» в течение года влечет лишение права управления автомобилем на шесть месяцев.

Александр Шевченко поясняет, что это не карательные, а профилактические, превентивные меры:

— Мы не стремимся лишить автолюбителей прав, а, наоборот, напоминаем: если будут игнорировать ПДД, насобирают недопустимое количество баллов, то могут лишиться документа. Баллы ввели с целью воздействия на систематических нарушителей. Рядовых водителей, допускающих по невнимательности одно-два нарушения в год, изменения никоим образом не коснутся. Акцент на тех нерадивых автолюбителей, которые умышленно, зачастую наплевательски относятся к ПДД и допускают 10—15 нарушений в течение года. Система будет работать поэтапно: при нуле баллов за проступок начисляется один балл, затем идет начисление со штрафом, от шести и более баллов — повышенная санкция (штраф по максимуму). Если же насобирается 10 баллов, водителя ждет лишение прав на шесть месяцев. Следует сказать, что за нарушения ПДД, которые не влияют на безопасность, баллы начисляться не будут. Это, к примеру, использование регистрационных номеров неустановленного образца, управление автомобилем без страховки, выбрасывание мусора из транспортного средства и ряд других. Баллы не будут начисляться за нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, так как местными органами власти не созданы надлежащие условия для граждан в части наличия достаточного количества мест для стоянки.

Скорость

К вопросу расширения технических возможностей относится и фиксация средней скорости. Так, сейчас превышение может устанавливаться по этой величине на определенном участке. При этом среднее значение определяется путем деления пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное им на преодоление данного участка.

— Многие привыкли к камерам фотофиксации: снижают скорость, а после того как проедут ее, снова набирают разгон. Если это в пределах населенного пункта или около школы, такие действия небезопасны. Важна скорость на всем этом стратегическом участке, а не в конкретной точке (только около пешеходного перехода). Ведь люди порой могут переходить дорогу дальше установленного места. Введение средней скорости разумно в целях безопасности. 

Нетрезвые водители 

Ужесточились санкции для автолюбителей, которые управляют ТС подшофе. Появилась и дифференцированная ответственность. Так, санкция для лиц, которые ведут машину в состоянии алкогольного опьянения, при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации до 0,8 промилле включительно, — штраф 100 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года. Свыше 0,8 промилле — штраф в размере 200 базовых величин с лишением на пять лет. Александр Шевченко делает оговорку: 

— Люди стали высказываться о том, что, мол, собираемся ввести нижние пределы в 0 промилле. Но пороговое значение и так есть — 0,3 промилле. Эта норма и останется. В постановлении Совмина № 497 закреплено, что состояние алкогольного опьянения — 0,3 промилле. 

bizyk@sb.by

P.S. В следующих номерах с помощью специалистов рассмотрим другие новации, которые смогут претерпеть КоАП и ПИКоАП. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter