Постричься на фоне... похоронных венков

ЛЕГКО ли в деревне отремонтировать старый телевизор, как долго придется ждать сапоги из ремонта и кто поможет вставить молнию и укоротить брюки? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент «БН» и сотрудники Комитета государственного контроля Минской области проехались по агрогородкам Пуховичского и Червенского районов.

Рейд «БН» и Комитета госконтроля Минской области по агрогородкам Пуховичского и Червенского районов

ЛЕГКО ли в деревне отремонтировать старый телевизор, как долго придется ждать сапоги из ремонта и кто поможет вставить молнию и укоротить брюки? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент «БН» и сотрудники Комитета государственного контроля Минской области проехались по агрогородкам Пуховичского и Червенского районов.

КОГДА около десяти лет назад в стране только начали появляться агрогородки, среди прочих критериев развитости их инфраструктуры значилось наличие пунктов бытового обслуживания населения. Предполагалось, что именно здесь сельчане смогут сдать в ремонт обувь и одежду, сделать фото на документы, подстричься, взять в аренду телевизор или воспользоваться услугой по оказанию помощи при обработке приусадебного участка. Со временем местных комплексных приемных пунктов, подчиняющихся районным комбинатам бытового обслуживания, действительно стало больше. А вот услуг…

Первый на пути — сельский комплексный приемный пункт «Заполье» Червенского района, который обслуживает более двух тысяч человек из нескольких окрестных деревень. Максимальная выручка этого предприятия — чуть более одиннадцати миллионов рублей в месяц. И это — один из лучших показателей среди подобных организаций.

— В прошлом месяце выручка составила более 11 миллионов рублей. А так обычно только около пяти миллионов выходило, — рассказывает приемщик заказов КПП «Заполье» Анна Млечко. — В основном товарооборот делаю на продаже трикотажа и постельного белья, которое можно сшить на заказ на Червенском КБО. Например, просят большую простыню 220 на 240 сантиметров и к ней два полуторных пододеяльника. Торгую и обувью. До Нового года были даже валенки, которые в деревне всегда пользуются спросом. Со всем этим товаром каждую вторую среду выезжаю в окрестные деревни. Тамошние жители знают об этом и приходят к назначенному времени. По субботам в нашем здании работает общественная баня, тогда и к нам люди чаще заходят. Вообще, не могу сказать, что нет покупателей, ведь цены у нас ниже, чем в магазине. Да и работаю я с 9.00 до 19.00, а обед с 14.00 до 15.00. То есть люди могут зайти и в обеденный перерыв, который у них обычно с 13.00 до 14.00, и после работы, которая, как правило, заканчивается в 17.00—18.00.

Стоит ли удивляться, что основная часть выручки таких пунктов бытового обслуживания — именно от торговой деятельности. Но ведь это функции магазинов, товарооборот даже самых мелких из которых определенно больше 11 миллионов рублей в месяц.

— Сейчас комплексные приемные пункты на селе — это, прежде всего, пункты по продаже швейной и ритуальной продукции, иногда даже не собственного производства. Но ведь основная цель РКБО — удовлетворение потребностей населения в услугах, и об этом нельзя забывать, — прокомментировал ситуацию участвующий в объезде агрогородков начальник управления контроля потребительского рынка Комитета госконтроля Минской области Максим Шеко.

ЧТО КАСАЕТСЯ непосредственного оказания услуг, то приемщики заказов в первую очередь упоминают ритуальные. Впрочем, услугой это назвать сложно. По сути, это тоже торговля, ведь здесь просто есть в продаже некоторые ритуальные атрибуты (гроб, венки, ленты). Но те же венки можно купить и в соседнем сельмаге, который за счет этого не приписывает себе функцию «оказание бытовых услуг».

Реальная услуга — приезд в деревню парикмахера. В КПП «Заполье» каждую вторую и четвертую пятницу месяца приезжает мастер из районного КБО. Для оказания парикмахерских услуг здесь оборудовано специальное место — есть кресло клиента, фен и даже мойка. Правда, горячей воды нет. К слову, сегодня практически в каждом агрогородке есть свой парикмахер, принимающий клиентов дома. По словам жителей Заполья, в основном они ходят стричься к односельчанке.

При необходимости в КПП «Заполье» можно и брюки укоротить, и небольшой ремонт одежды произвести. За дело берется сама Анна Станиславовна. Брюки она укоротит за 18650 рублей. Молнию до 50 сантиметров Анна Станиславовна вошьет всего за 1150 рублей. Доплатите 40 процентов от стоимости заказа за срочность и получите готовое изделие через два часа.

— Уже не раз обращалась за такой услугой сюда. Мне удобнее принести вещь Анне Станиславовне, чем куда-то еще. Ее работой довольна: все сделано качественно, аккуратно и по цене доступно. Вот и сейчас принесла платье дочери — хочу, чтобы замок немного переделали, — говорит зашедшая в приемный пункт местная жительница Елена Лягуш.

А что предлагает на прокат Запольский приемный пункт?

— Уже полгода в семьях находятся два телевизора, прокат которых им обходится около 45 тысяч рулей в месяц. Еще одна местная жительница давно пользуется морозильной камерой за 113 тысяч рублей в месяц. За 34 тысячи в месяц предоставляем в прокат велосипед. Лыжи предлагала за 6700 рублей в сутки. Но за невостребованностью вернула на Червенский КБО, — рассказывает Анна Млечко.

Имеется ли посуда, которую сельчане могли бы арендовать на случай многолюдного мероприятия — свадьбы или поминок? Нет. Здесь выручает местная школьная столовая, где устраивают обеды и берут необходимую посуду, — поясняет приемщик заказов.

Ремонт обуви, химчистка, стирка белья, чистка подушек — этими услугами также пользуются жители Заполья. Например, обувь будут ремонтировать до двух недель. Зато это дешевле, чем в Смиловичах у частника. За вставку молнии, допустим, заплатят на 10—15 тысяч меньше.

— Рабочую куртку, которую не хочется бросать в домашнюю стиральную машину, можно постирать у нас. За двухкилограммовое изделие вы заплатите 14200 рублей. Но на это уйдет неделя-полторы, так как все вещи я отправляю в Червень. Впрочем, у нас удобное месторасположение — по дороге на Минск, поэтому машина с КБО у нас бывает часто, и очень долго ждать заказ не приходится, — рассказывает Анна Станиславовна.

А вот с ремонтом бытовой техники придется помучиться и… раскошелиться. К слову, только за приход мастера, который посмотрит внезапно потухший телевизор, жителям Заполья придется отдать 327 тысяч рублей.

— Плюс сам ремонт. И еще 30 процентов от конечной стоимости услуги за транспортные расходы — доставку телевизора в мастерскую и обратно, — продолжает Анна Станиславовна. — В итоге получится примерно 520 тысяч. И я заранее предупреждаю об этом обратившихся по поводу поломки.

Весьма актуальные для сельской местности услуги по распиловке дров, грузоперевозке, покосу и вспашке приусадебного участка в Заполье оказались невостребованными. Люди привыкли обращаться с такими вопросами в сельсовет или в хозяйство, в котором работают. А вот в самом Червене народ за этим идет именно в КБО.

АНАЛОГИЧНО построена работа и в сельском КПП «Дукора» Пуховичского района.

— У нас тоже не пользуются спросом услуги по покосу и вспашке приусадебного участка, распиловке дров — мол, кому-то родственники помогают, а у кого-то частник под боком. Редко приходит народ в КПП и с просьбой постирать белье — только одна женщина, у которой нет своей стиральной машины, — рассказывает приемщик заказов Раиса Павленко. — Подушки в химчистку и сданную в ремонт обувь здесь также отправляют в районный КБО, в Марьину Горку, откуда их придется ждать неделю-полторы.

Но везде свои особенности. Например, парикмахерские услуги в Дукоре оказываются практически в окружении похоронных венков. При этом водопровод здесь не проведен — вода после помывки головы просто сливается в ведро. Результат такой работы — к середине февраля всего 7(!) обращений за услугами с начала 2013 года. В основном люди приходят что-нибудь купить. Иногда просят привезти постельное белье, подушки, покрывала или одеяла. На этом и делаю товарооборот. В январе выручка была 7218 тысяч рублей.

Нетрудно предположить, что такое КПП убыточно — только оплата электроэнергии, необходимой на его обслуживание, потянет больше, чем прибыль от продажи товаров. Об оказании ряда услуг здесь речь не идет.

— На моей памяти, а работаю я здесь уже более полугода, еще никто не обращался с просьбой почистить ковер или сдать в химчистку подушку, — говорит приемщик заказов КПП Пуховичского района «Ананичи» Зинаида Дюба. — Разве что обувь в ремонт сдают. Правда, последний раз это было в декабре.

Прокатный фонд также пуст: в КПП ничего не предложат на временное пользование. На все нужно отправлять заявку в КБО Марьиной Горки.

ПОСЛЕ КПП «Ананичи» приемный пункт в агрогородке Зазерье Пуховичского района выглядит чуть ли не образцово-показательным. Здесь под парикмахерскую отведена отдельная светлая комната, где есть водопровод, причем не только с холодной водой. По расписанию несколько раз в месяц приезжает мастер из районного КБО. Однако в январе за этой услугой никто не обратился.

— Спрашивают, когда приедет парикмахер. Но потом не приходят. Я не удивляюсь, ведь у нас в деревне три своих парикмахера — у них на дому и стригутся люди, — рассказывает приемщик заказов сельского КПП «Зазерье» Елена Крук.

В мини-ателье женщина не только принимает заказы по ремонту одежды, но и, когда нет посетителей, шьет меховые безрукавки, которые здесь же продает по 129 тысяч рублей за штуку — неплохой плюс к товарообороту предприятия и к собственной зарплате.

Местные жители часто сдают в химчистку подушки, просят постирать белье. Совсем недавно приносили три подушки, чистка которых обошлась их хозяйке в 159 тысяч рублей.

Тем не менее и здесь товарооборот едва перешагивает отметку в 10 миллионов рублей.

СТОИТ ли удивляться, что многие КПП попросту закрываются, как, например, в агрогородке Энергия Пуховичского района. Здесь в 2007 году сделали чуть ли не капитальный ремонт здания, планируя, должно быть, удивить сельчан новыми предложениями. Однако сегодня КПП закрыт. По словам местных жителей, не первый день не работает и приемный пункт в агрогородке Гольцк Пуховичского района.

Прейскуранты на оказываемые услуги порой на несколько страниц, четкие графики работ, предупреждающие объявления в случае внезапного отсутствия приемщика или приезда парикмахера — на бумаге все выглядит правильно и красиво. Но на деле выходит, что бытовое обслуживание на селе никому не нужно: районные КБО, контролирующие сельские КПП, ссылаются на их убыточность, а сельчане, не дождавшись от них сервиса, за услугами идут к частнику.

Впрочем, оказание бытовых услуг на селе — долгие годы было делом непростым. Когда-то с этим не справился ГУ «Белбыт». В прошлом году эту функцию передали Минторгу. Но частично за бытовое обслуживание по-прежнему отвечает и управление бытового обслуживания населения практически при каждом облисполкоме. Две «няньки» с одним «ребенком» за год так и не справились.

Неудовлетворительно оценил организацию бытового обслуживания населения в стране и Комитет государственного контроля. В частности, на республиканском семинаре «Об эффективности функционирования системы управления бытовым обслуживанием населения в республике» в Витебске председатель КГК Александр Якобсон заявил о необходимости привлечь потребкооперацию к оказанию бытовых услуг на селе. Сегодня Белкоопсоюз занимает лишь 1 процент на рынке услуг. Изменит ли ситуацию подключение третьего ведомства к наболевшей проблеме, покажет время.

Подготовила Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

КОММЕНТАРИЙ

Начальник управления контроля потребительского рынка Комитета государственного контроля Минской области Максим ШЕКО:

— Ежегодно государством выделяются немалые денежные средства на поддержку бытового обслуживания. Однако эффект от этих вложений есть не всегда. Например, в Пуховичском районе за полгода местными органами власти дано согласие на закрытие шести комплексных приемных пунктов в агрогородках. Внешне всё якобы в рамках законодательства — зона обслуживания малая, рядом действующий КПП. Сколько было в них вложено средств, это отдельная тема. Но, идя по пути наименьшего сопротивления, необходимо помнить и о сельчанах, чтобы им не пришлось за благами цивилизации ездить за тридевять земель. Как вариант выхода из ситуации — активнее внедрять новые формы сервиса, в том числе и выездное обслуживание!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter