Александр Лукашенко направил соболезнование родным и близким народного артиста РСФСР Сергея Юрского.
А для коренных петербуржцев он еще и некий духовный символ северной столицы. Ведь в Ленинграде 16 марта 1935-го в семье драматического, эстрадного, циркового актера, руководящего работника Юрия Жихарева (по сцене — Юрского) и музыкального педагога Евгении Романовой-Юрской он появился на свет. В городе на Неве, будучи юношей, в драматическом кружке Педагогического училища имени Н. А. Некрасова по-настоящему приобщился к артистическому ремеслу. Ленинград — это учеба на юридическом факультете университета и Студенческий театр ЛГУ. И мастерская Леонида Макарьева в Театральном институте, съемки на местном телевидении, дебютная запись прочитанного Юрским наизусть и целиком пушкинского «Евгения Онегина», это подмостки БДТ.
«Золотой теленок» (1968 г.).
Другая половина жизни артиста связана с Театром имени Моссовета, где мне еще в студенческие годы посчастливилось увидеть великого актера в пьесе А. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше». На первых минутах, когда выходил Сергей Юрский, зал взрывался аплодисментами. А на одном из последних его спектаклей «Полет с ангелом. Шагал» каждый вечер зритель плакал. Как же нужно актеру душевно потратиться, чтобы вызвать такую реакцию! В этом весь Юрский – предельно честный, душевно обнаженный. Всенародно обожаемым Сергей Юрский стал после фильма «Золотой теленок», первой экранизации культового произведения Ильфа и Петрова в 1968 году. Именно тогда пошли в народ известные цитаты, с особым фарсом произнесенные актером: «Жизнь прекрасна, невзирая на недочеты», «Я по субботам не подаю», «Он свои деньги мне сам принесет на блюдечке с золотой каемочкой», «Командовать парадом буду я», «С деньгами надо расставаться легко, без стонов», «Не стучите лысиной по паркету»…
«Любовь и голуби» (1984 г.).
Интересно, что споры о том, должен ли Юрский играть Остапа Бендера не прекращались чуть ли не до самого выхода картины на экраны. Режиссеру постоянно говорили, что он не подходит для этой роли. Отмечали, что в нем недостаточно аристократического превосходства над другими героями фильма, с ними он должен был быть «как граф с ямщиками». В качестве компромисса Швейцер согласился сделать кинопробы со всеми предложенным ему актерами, и Юрского никто не превзошел.
Другой всенародно любимый фильм, где они с женой Натальей Теняковой создали комичную супружескую пару — «Любовь и голуби». Наталья (вторая жена Сергея Юрского, родившая ему дочь Дарью, продолжившую профессию родителей) ныне играет в театре МХТ.
В своем спектакле Reception (2018 г.).
Юрский всю свою жизнь служил искусству и собственным убеждениям. К выбору ролей относился крайне щепетильно. Последние его роли в кино — Борис Пастернак в фильме «Фурцева» и Иосиф Сталин в картине «Товарищ Сталин».
В 2016 году состоялась постановка спектакля «Полеты с ангелом», в котором Юрский сыграл, кроме знаменитого художника Марка Шагала, фактически 9 ролей. В этом же году вышла детская книга Сергея Юрского «Я – кот».
В 2017-м вместе с Владимиром Познером, Сергеем Светлаковым и Ренатой Литвиновой вошел в жюри юбилейного шоу Первого канала «Минута славы».
Церемония прощания с актером состоится в Театре имени Моссовета. Дата похорон пока не называлась.
klimovich@sb.by
Из интервью С. Ю. Юрского
О спектакле «Полеты с ангелом. Шагал». «Есть еще третье название пьесы, которое мы не выносим на афиши, но оно есть у автора – «Седьмая свеча».
Седьмая свеча – это завершение жизни, это знак смерти. Что такое окончание жизни, что такое бессмертие? Между прочим, Шагал не был религиозным человеком, но вопрос того, как он вышел в бессмертие в результате всех своих покаяний, иронии, одиночества, уверенности в том, что он идет своим путем и этот путь правильный, – он нам являет как ответ свой невероятный выход в мировую известность, абсолютную жизнь в небесах, взлет».
За чьи ошибки платим? «По-христиански, я думаю, прежде всего нужно говорить о своих ошибках. Легче всего думать о чужих и указывать: «Вот он виноват». Если тебе сейчас не хватает свободы, равенства, братства, значит, в свое время от этих понятий ты сам отказывался ради чего-то другого... Ну, так вспомните, где вы, люди, прокололись в вашем поведении, в вашей продажности, в вашем подхалимстве власти, в вашем приятии чего угодно... Мне вообще кажутся странными сегодняшние глухота и слепота. Лучше недослышать, лучше недовидеть...»
О воспитании патриотизма. «Любовь к Родине, как и всякая любовь, — сложнейшее и естественное чувство. Что будет, если мать или отец будут очень много заниматься тем, чтобы воспитывать любовь к себе детей? И спрашивать все время вечером: «Дай я тебя поцелую, а ты меня любишь?» Ну, месяц ребенок выдержит, потом начнет отворачиваться: «Я ж тебе говорил вчера уже». — «Нет, ну ты меня любишь?» Ребенок на это тоже задает вопрос: «А ты мне обещал медведя купить, помнишь?» — «Куплю медведя, а ты меня любишь?» Если это затягивается, то отношения могут испортиться. Поэтому детям страны нужно создавать те манки, которые бы вызвали любовь, а не давать приказания...»
О России. «Я давно живу. Никогда Россия не стояла на коленях. Поэтому идея о «вставании» для меня звучит странно... Медицина стала корыстной, это одно из самых страшных явлений. Также сгнило образование. Или подгнило. Это не значит, что в России врачи все плохие или учителя все плохие, — нет, этого быть не может. Но надо признать, что повышение образованности, умности общества есть главнейшая цель, на нее должно быть брошено все».