Покорители бездорожья

Немало моделей тяжелой техники Минского завода колесных тягачей стали легендарными

Немало моделей тяжелой техники Минского завода колесных тягачей стали легендарными. Ведь именно на шасси МЗКТ стоят многие виды современных вооружений: знаменитые зенитные ракетные комплексы С-300, стратегические ракеты «Тополь-М»… Впрочем, в некоторой степени из-за своей изначально военной специфики предприятие последние полтора десятилетия переживало не самые лучшие времена. Переломным стал прошлый год, когда завод вышел на стабильную прибыльность, сформировал солидный портфель заказов.

В советские годы МЗКТ был спецпроизводством Минского автомобильного завода и практически полностью работал на «оборонку». Естественно, когда завод в начале 90-х выделили в отдельное предприятие, он остался практически без заказов. Потом был всплеск интереса к минским тягачам гражданских покупателей. Многие из них в советские годы мечтали приобрести технику двойного применения, но ее тогда народному хозяйству не давали. В результате нефтяники приобрели около 600—700 единиц «конверсионной» техники. Но это был лишь временный успех. 

Военная техника изначально «заточена» под реалии боевой жизни. Те же танковые двигатели рассчитаны на «три боя», как иногда шутят танкисты. Ресурс таких моторов редко превышает тысячу моточасов.  Это около 15—18 тысяч километров пробега. Расход топлива  для четырех­осных машин — около 100 литров на 100 километров, а масла — до 5 литров. Словом, военная техника для мирной жизни оказалась слишком дорогой в эксплуатации. Кроме того, она не вписывалась по габаритам в стандартные дороги: ширина армейских тягачей иногда достигает 6 метров. Из-за этих особенностей интерес к продукции МЗКТ, вспыхнув в середине 90-х, достаточно быстро угас.  

«На ноги» завод подняли инновации. Даже в тяжелые времена предприятие не растеряло инженерно-конструкторский потенциал и высококвалифицированные кадры. За 3—4 года диверсифицировали производство под новые рыночные реалии, разработали новый модельный ряд. Полтора десятка моделей автопоездов создали буквально с нуля. Сейчас МЗКТ выпускает ряд строительной техники для возведения и ремонта дорог в тяжелых условиях. Создана уникальная машина-пропантовоз МЗКТ-79011 для ремонта нефтяных скважин. Она доставляет к буровым установкам специальный песок пропант, который способен нейтрализовать гидроразрыв пласта  нефти. 

— Новые тягачи для гражданского использования мы создавали с учетом габарита ширины 2,5 метра, с соблюдением норм нагрузки на оси, — рассказывает генеральный директор Минского завода колесных тягачей Геннадий Синеговский. — Большие перспективы открыло для предприятия создание и освоение производства техники для нефтегазовой отрасли. Мы производим шасси, а наши партнеры устанавливают на них специальное оборудование. В последние годы стали поступать и заказы от белорусского и российского оборонных министерств. Но, памятуя про былые сложности, мы стараемся держать сбалансированный портфель заказов: сегодня объемы производства гражданской и военной техники приблизительно одинаковы. 

Значительную роль сыграла и государственная поддержка. В прошлом году из бюджета предприятию выделили 12,88 миллиарда рублей. Возможно, сумма не столь уж и значительная в масштабах автомобилестроительной отрасли, но оказалась решающей для финансовой стабилизации завода. Ведь еще с убыточных 90-х у МЗКТ остались внушительные долги. Текущие выплаты и проценты по ним поглощали фактически всю прибыль, мешали развиваться. 

Бюджетная помощь стала спасительной: пополнились оборотные средства, появились дополнительные возможности для техперевооружения, это сразу благоприятно отразилось на экономике предприятия. В 2006 году рост производства составил 118,3 процента, почти на 40 процентов увеличилась реализация продукции. Средняя заработная плата здесь достигла 360 долларов, на 28,6 процента превысив уровень прошлого года. При этом только в прошлом году предприятие вернуло около трети своих долгов и увеличило инвестиции в основной капитал на 43,4 процента. В 2006 году завод приобрел новое оборудование на 3,5 миллиона долларов. В планах в ближайшие 3—4 года — как минимум, на половину обновить станочный парк. 

— Сейчас в мире появились технологии, которые на порядок повышают и производительность, и качество, — говорит Геннадий Александрович. — Скажем, для изготовления лонжерона на нашем оборудовании требуется 40 часов, а на новом — 40—60 минут. На мировом рынке появились зубошлифовальные станки, которые по производительности в 10 раз превышают нашу технологию. 

Впрочем, сегодня основная головная боль руководства предприятия — дефицит квалифицированных рабочих кадров. Сейчас на МЗКТ трудятся около 4300 человек, при этом имеется около 600 вакансий. Увы, квалификация претендентов зачастую оставляет желать лучшего. 

Процесс создания тяжелой техники — сложный, многогранный, творческий. Седельные тягачи практически невозможно поставить на поток, ибо для этого типа машин не распространяются правила классического серийного производства. Большинство моделей имеют десятки модификаций и специализаций, некоторые из которых выпускают в единичных экземплярах. 

На рынке тяжелой техники выигрывает конкуренцию тот, кто максимально удовлетворяет технические требования покупателей. В отличие от сегмента «стандартных» грузовиков цена не всегда играет превалирующее значение. Именно благодаря технической гибкости МЗКТ выигрывает многие международные тендеры. Причем конкуренты у предприятия серьезные: чешская «Татра», немецкие «МАН» и «Мерседес», ряд американских и китайских производителей. 

Но нередко именно наше предприятие предлагает заказчикам наиболее интересные технические решения. А потребности бывают самые неожиданные. Так, для одного китайского партнера  было крайне важно, чтобы пневмоподвеска тягача «ростом» более трех метров была регулируемой. Уменьшения дорожного просвета на 200 миллиметров оказалось достаточно, чтобы, «присев», машина гарантированно проходила под местными мостами.  А в тендере на поставку техники в Объединенные Арабские Эмираты МЗКТ выиграл за счет грузоподъемности и количества перевозимой автопоездом (тройная сцепка) бронетехники. 

— У конкурентов она не превышала 70 тонн, а у нашего тягача МЗКТ-74135 эта техническая характеристика — 130 тонн, — говорит Геннадий Синеговский. — С загрузкой в 70 тонн наш тягач способен идти по пескам. 

МЗКТ экспортирует более 80 процентов своей продукции. Из них около двух третей идут в Российскую Федерацию. В последние годы предприятие активно осваивает рынки дальнего зарубежья: Турции, ОАЭ, Пакистана, стран Африки. В 2006-м отметило свое десятилетие белорусско-китайское совместное предприятие, которое  постепенно переросло в сборочное производство. 

Кстати, портфель заказов предприятия уже сформирован до конца этого года, причем объемы выпуска должны в два раза превысить прошлогодние. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter