Пограничное состояние

Еще раз о законе гостеприимства

Еще раз о законе гостеприимства


Во времена СССР попасть в Латвию или Литву было проще простого. Теперь расстояние каких–то двести метров можно преодолевать не одни сутки: ехать за много километров в посольство или консульство, открывать визу. Только тогда перед вами поднимется шлагбаум. Но планируется, что уже в ближайшее время для жителей приграничных районов визовый режим отменят. Приехать в нашу страну станет проще и иностранцам. Глядишь, увеличится транзитный поток автомобилей, число туристов.


Готовы ли мы к этому? Гостей ведь нужно встретить достойно. А сможем? Чтобы найти ответ на этот вопрос и оценить уровень приграничной инфраструктуры, мы отправились в пограничную Брестскую область.


...Пограничный переход «Варшавский мост» только в одну сторону каждые сутки пересекают в среднем 2.200 легковых автомобилей и туристических автобусов. Реконструкция перехода закончилась полтора года назад. Теперь это современный комплекс. Водители, выехав за пределы контрольно–пропускного пункта, могут перекусить в уютных кафешках, обменять деньги, принять душ, заправить машину, оформить на нее страховку, купить запчасти, получить медицинскую помощь. Быстро и удобно!


Сегодня пересечение белорусско–польской границы совсем не утомительно. Давайте подсчитаем, документы пограничники сейчас проверят деловито: буквально за несколько минут, туристического автобуса — до получаса. Еще около десяти минут займет таможенный осмотр. Добро пожаловать в Беларусь! А дальше? Пока едешь до Бреста по Варшавскому шоссе, попадаются небольшие ресторанчики. Выбор на любой вкус. Справа виднеется начинающаяся стройка. На этом месте планируют возвести ряд гостиниц. И перекусить, и отдохнуть есть где.


А вот как быть «дальнобойщикам», которые по многу часов ждут очереди? Вопрос интересный. На пункте пропуска «Козловичи — Кукурыки» в другом конце Бреста собрался не один десяток большегрузных машин. Возле них курят водители. Ждут таможенного оформления.


— Конечно, уровень здесь очень даже неплохой, — говорит один из них. — С другими не сравнить. Например, на некоторых переходах белорусско–украинской границы с той стороны нет даже туалета... Но и здесь не помешали бы столовая, небольшой магазин. Выпить чашечку кофе, лампочку в фаре поменять...


Вполне возможно, эти проблемы решатся уже в следующем году, когда завершится модернизация пункта пропуска «Козловичи — Кукурыки».


— Преимущества этих пограничных переходов в том, что они расположены рядом с Брестом, — считает заведующий сектором комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Валерий Хведынич. — В городе запросто можно и поесть, и переночевать.


Однако не очень верится, что водитель бросит свою машину с товаром где–нибудь даже на охраняемой стоянке и отправится ночевать в другой конец Бреста. Ведь фуру у гостиницы в черте города не припаркуешь... Поэтому на трассе все чаще и чаще появляются небольшие специализированные гостиничные комплексы. Там тебе и стоянка, и ночлег, и питание.


Всего в 130 километрах от Бреста картина посложнее. В Ивановском районе находится один из самых крупных пунктов пропуска на белорусско–украинской границе — «Мохро». Именно через него многие едут на популярный рынок, расположенный в городе Хмельницком.


...От райцентра до пограничного перехода 23 километра. Дорога до границы узкая и извилистая. Лес, несколько деревень — и никакого сервиса! На протяжении всего пути ни одной заправки или кафе. Не дай Бог что случится...


Нужны ли они тут? Мнения разделились. Некоторые утверждают, что прибыли они не принесут. Мол, «челноки» стремятся как можно быстрее попасть на рынок. Им не до остановок. А «дальнобойщики» едут сюда в основном с пустыми фурами: не хотят стоять в очередях на белорусско–украинской границе.


Это мнение подтверждает и продавец единственного кафе в деревне Мохро.


— Никто из приезжих к нам не заходит. Только местные жители. Почему? А вы взгляните на ассортимент. Горячее мы не готовим. Нет возможности. Раньше недалеко от нас была столовая, но ее почему–то закрыли.


Выбор действительно небольшой: соки, напитки, спиртное, пирожки, колбаса... Летом, когда увеличивается поток «челноков», Ивановское райпо обустраивает в пятидесяти метрах от перехода торговую палатку, которая приносит неплохой доход. Почему не организовать ее работу круглый год?


— Через два года тут запланирована реконструкция, — говорит руководитель пресс–службы Пинского погранотряда Михаил Бут–Гусаим. — Тогда и появятся объекты придорожного сервиса.


Выходом из ситуации могло бы стать привлечение частных компаний. Однако некоторые высокопоставленные хозяйственники не сильно стремятся к сотрудничеству. Мол, частников пускать опасно: все–таки режимная зона. Есть концепция развития приграничной инфраструктуры до 2015 года, по ней и работаем.


— Конечно, есть и проблемы, — рассуждает Валерий Хведынич. — Например, не хватает финансовых средств. Однако радует, что работы по реконструкции границы не заморожены. Они планомерно ведутся. Правда, не такими темпами, как хотелось бы: где–то быстрее, где–то медленнее.


...И все–таки, даже на беглый взгляд журналиста, граница постепенно обустраивается: на радость водителям модернизируются пункты пропуска, строятся новые кафе и заправки. Дело стратегически важное. Ведь не только встречают, как говорится, по одежке, но хорошая современная инфраструктура развивает бизнес. А это — налоги, новые рабочие места, динамика. Не зря говорится, что граница — бойкое место!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter