Последствия пандемии, перестройка работы мировых дистрибьютеров, ощутимая государственная поддержка: узнали, как сейчас поживают белорусские кинотеатры

Поддержка с проекцией на экран

В прошлом году кинопрокат столкнулся с объективными проблемами — в Минске долгое время работал лишь один из 13 кинотеатров. В непростое время государство оказало финансовую поддержку наиболее пострадавшим сферам. Субсидии помогли сохранить многие рабочие коллективы. В Государственной программе «Культура Беларуси» на 2021—2025 годы обозначили приоритеты — сохранение национального историко-культурного наследия, создание условий для творчества и популяризации белорусской культуры. Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко анонсировал: «Запланированы строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт или модернизация 124 объектов культуры. К концу 2025 года все кинозалы в кинотеатрах будут оснащены цифровым кинооборудованием». Мы узнали, как сегодня поживают кинотеатры страны и что изменилось в их работе. 

Кинотеатры потихоньку восстанавливают свою работу.
Фото Александра Кулевского

Окно закрылось

Для мировой киноиндустрии прошедший год был непростым. Рынок ушел в «спящий режим», и большую часть премьер отменили или перенесли до лучших времен. Достаточно сказать, что в мае — июне на киноэкраны не вышло ни одного нового цифрового кинопроекта. Конечно, это сказалось на количестве посетителей. Запустилась цепная реакция: из-за нестабильной ситуации кинодистрибьютеры решили повременить с громкими премьерами, а зритель не увидел для себя фильма, ради которого он готов пойти в людное место.

 С выходом кинопремьеры Кристофера Нолана «Довод» дела в кинотеатрах, казалось, двинулись в верном направлении. А от ряда недавних премьер, таких как «Последний богатырь: Корень зла», «Чудо-женщина 1984» и анимационные фильмы «Душа», «Конь Юлий и большие скачки», ожидали второго дыхания для кинопроката. Но все оказалось не так просто.

— Сейчас можно говорить, что мы потихоньку восстанавливаемся. Особенно обнадежил период новогодних и рождественских праздников, — с облегчением и осторожностью, чтобы не сглазить, рассказывает генеральный директор КУП «Гомелькиновидеопрокат» Александр Лавриненко. — Решающую роль в этом сыграли кинопремьеры. Правда, даже громкие ленты не получили тех сборов, на которые смогли бы претендовать до коронавируса. Одна из причин — некоторые дистрибьютеры одновременно выпускали фильмы в кинопрокат и на онлайн-площадках. Раньше понятие «кинотеатральное окно» (разница в датах между показами на больших экранах и появлением фильма в интернете) было достаточно широким. Минимум — несколько недель. В этот раз фильм «Чудо-женщина 1984» практически сразу появился в онлайн-кинотеатре HBO Max. Причем не в пиратском качестве, а в пригодном для просмотра. В снижении возможных сборов с кинопремьер сыграла и осторожность посетителей, вызванная рекомендациями санитарных служб.

В кинотеатрах действуют меры предосторожности.
Фото Алексея Вязмитинова

Помощь по адресу

Сейчас практически все крупные производители кинофильмов — это подразделения крупнейших мультимедийных холдингов, у которых есть собственные онлайн-кинотеатры. За время пандемии количество зрителей на этих и подобных им платформах увеличилось. А если учесть значительное сокращение кинотеатрального окна, некоторые эксперты всерьез опасаются: многие зрители могут не вернуться в кинотеатры. 

— Такое положение дел устраивает не всех. Например, Кристофер Нолан заявил, что в дальнейшем не хочет сотрудничать с компанией Warner Вrothers, если его фильмы будут быстро попадать в онлайн. Режиссер обосновал: кинопроекты снимают для просмотра на больших экранах, когда можно получить качественную картинку, звук и прочее, — привел пример Александр Лавриненко. 

Сегодня в сеть «Гомелькиновидеопроката» входят 16 кинотеатров, 13 из них оснащены цифровым оборудованием. Недавно в мозырском кинотеатре открыли второй зал и подготовили к открытию третий зал в гомельском кинотеатре имени Калинина. Сейчас завершаются административные процедуры.

— Кроме того, при поддержке Гомельского облисполкома и Мозырского райисполкома установили совеременный лазерный проектор и звуковую систему «Dolby Atmos» в мозырском кинотеатре «Мир», — поделился хорошей новостью Александр Лавриненко. — Отмечу, что за счет финансовой поддержки государства нам удалось продержаться на плаву, сохранить рабочие коллективы и материальную базу. Без помощи мы бы вряд ли выжили: объем выручки прошлого года — 40 процентов к объему за 2019 год.

Январские киноновинки прошли неплохо, но не перешагнули тех сборов, которые могли быть в доковидные времена.
Фото Юрия Мозолевского

Несмотря на то что большую часть крупнобюджетных фильмов выпускают США и Европа, наш кинопрокат в основном зависит от российских партнеров. Именно от них мы получаем мировые новинки. Поэтому когда в сентябре Россия восстановила выпуск премьерных фильмов и начала открывать кинотеатры, наш кинопрокат вздохнул с облегчением: будем жить.

— Сегодня основной тренд — работа с российскими проектами. В первую очередь это был «Последний богатырь: Корень зла». Наконец мы вспомнили, что такое аншлаг в кинотеатрах, и смогли приблизиться к знаковому для области рубежу — сборам к 100 000 рублей за фильм, который показывали в течение января, — с радостью за индустрию говорит Александр Лавриненко. — Другие январские киноновинки прошли неплохо, но не перешагнули тех сборов, которые могли быть в доковидные времена. Мы надеемся на скорое восстановление работы в индустрии кинопроката в странах США и Европы. Эксперты прогнозируют это со второго полугодия. 

Минск совершенствуется

Столичные кинотеатры тоже постепенно налаживают работу. А время, когда зрителей было немного, использовали для улучшения залов: заменили 13 кинопроекционных установок на современные лазерные кинопроекторы. В кинотеатрах «Аврора», «Беларусь», «Берестье», «Мир», «Центральный» установили премиальные кинопроекторы. 

— Кинозалы с современными проекторами пользуются преимуществами лазерно-фосфорной и лазерной RGB технологий. Проекторы в плюсе и в области объемного изображения, — разъясняет достоинства обновок заместитель генерального директора по развитию, информации и рекламе УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Петр Мытько. — Высокий уровень яркости позволяет зрителю насладиться живыми и яркими цветами, впечатляет реалистичностью динамических сцен.

За первый месяц этого года кинотеатры сети УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома посетили более 104 000 зрителей, это 33-я часть от годового показателя 2019-го (тогда было 3,5 миллиона человек). В 2020-м сеть также поддержали государственной субсидией в размере 1,3 миллиона рублей, ее  применили для выплаты заработных плат сотрудникам. 

tychko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter