Почва из–под ног

Около трех лет назад деревенские улицы обрели наконец законных хозяев...

Около трех лет назад деревенские улицы обрели наконец законных хозяев. В прежние годы, будучи общими и одновременно ничьими, они могли рассчитывать только на эпизодическое внимание. Теперь же каждая область сама решала, кому в регионе и по какой схеме отвечать за уличные «артерии». Например, Гомельщина нелегкую ношу возложила на ЖКХ, когда некоторые другие доверились дорожникам. Что из этого вышло?


Улица Советская в агрогородке Даниловичи Ветковского района не есть его визитная карточка. Скорее самое проблемное место в деревне. Строили ее после чернобыльской аварии. И делали это своеобразно. Одну часть «затянули» песчано–гравийным полотном, а другую, уводящую в поле, — оставили грунтовой. Она теперь и «выбивает» почву из–под ног у людей и техники, о чем жители поспешили сообщить на одну из телефонных «горячих линий».


Отправляюсь по адресу. Улица мало отличается от виденных мною раньше. Ни хуже ни лучше. Пока не достигаю конца Советской, который местные зовут «хутором». Вид открывается на выбоины приличной глубины. Дорога разбита до основания. В жаркую погоду, впрочем, преодолеть эту полосу препятствий можно. На машине изрядно потрясет. От пешехода потребует хорошей сноровки. Но в дожди сюда не суйся. Рискуешь. Легковушки садятся по «пузо». Даже тяжелая техника, — а этим путем на ближайшее поле уходят комбайны и тракторы — не без труда преодолевает местный аналог ралли Париж — Дакар. Жители, понятно, не в восторге:


— Раньше таких проблем не было. А этим летом после затяжных дождей просто кошмар творится. По дороге не пройти. Хозяйство и вовсе здесь гробит свою технику.


Председатель Даниловичского сельисполкома Владимир Шапоров соглашается — есть вопрос. И не только по Советской. Этот агрогородок в Ветковском районе один из немногих, где не выполняется социальный стандарт по твердому покрытию. В нынешнем году планировали исправить положение и провести капитальные работы. Но с деньгами не вышло.


— Может, обойтись малым? — возвращаюсь к Советской.


— Раньше мы так и делали. Наше хозяйство — агрофирма имени Лебедева РУП «Гомельэнерго» — в этом помогало. Но сейчас без спецтехники никак. Ищем варианты вместе с хозяйством и дорожниками.


— Погодите, а чья она вообще, эта улица?


Оказалось, транзитные улицы (в Даниловичах таких две) «принадлежат» районному дорожному ремонтно–строительному участку. Вопросов к нему нет — содержит как надо. А второстепенные, в числе которых и Советская, находятся на балансе коммунального жилищного унитарного предприятия «Ветковское». Оно и должно заниматься их текущим содержанием, чтобы не доводить дело до миллиардных ремонтов. Насколько это удается? Владимир Шапоров подбирает корректный ответ: «Не всегда». С финансированием у них неясно и спецтехники нет... Отсюда и нарастающие комом проблемы деревенских улиц, изрытых ямами и ухабами.


— Что же у вас село осталось на задворках? — нахожу по телефону начальника отдела архитектуры и строительства, жилищно–коммунального хозяйства Ветковского райисполкома Игоря Котоликова.


— Коммунальники приняли улицы деревень в том виде, в каком они были, — неремонтируемые годами. Однако после приема на баланс остался открытым вопрос финансирования работ ЖКХ по их текущему содержанию, прямого источника нет. Кроме того, коммунальники по–прежнему не имеют спецтехники для выполнения мелкого дорожного ремонта, самостоятельно купить ее не в состоянии... Все это время мы подтягивали деревенские улицы благодаря госпрограммам по возрождению села и преодолению последствий аварии на ЧАЭС. Надежда на них и сегодня.


Подобный расклад — повсеместный. Ибо схема одна на всех: областной бюджет выделяет средства райисполкомам «под тему». Те на местах решают, что стоит острее: ремонт разбитой улицы или асфальтирование подъезда к ферме... На капитальные работы нанимают подрядчика — дорожную организацию. Ей и платят. А на «сиюминутное» — подсыпать, выровнять — коммунальникам взять денег, как правило, неоткуда.


Главный специалист отдела инвестиций, строительства и благоустройства управления ЖКХ облисполкома Татьяна Непша также акцентирует внимание на денежном вопросе:


— Бюджетное финансирование не снимает всех проблем сельских улиц. Поэтому районные власти ищут дополнительные источники. Привлекают спонсоров. В крупных регионах и городах это удается. В малых, конечно, сложнее.


Можно ли считать состоявшейся в Гомельской области схему «деревня — улицы — коммунальники»? Трудно судить, имея в арсенале чуть более двух лет подобного опыта. Однако тот факт, что на «горячих линиях» пока раздаются звонки о непроходимости сельских улиц, говорит не в ее пользу. Скорее, сигнализирует: к схеме стоит еще раз присмотреться, пока улицы терпят.


Кстати


В Гомельской области около 3,5 тысячи километров сельских улиц находится на балансе предприятий ЖКХ. В основном это дороги с грунтовым и песчано–гравийным покрытием.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter