В Большом театре Беларуси в шестой раз возобновили «Жизель» Адольфа Адана

По ту сторону жизни

Юбилейный сезон Большой театр начал с возвращения моды на все потустороннее. Балет про крестьянскую девушку, пережившую предательство возлюбленного, помешательство, смерть и ставшую в конце концов привидением, отсутствовал на афишах менее года. За это время главный балетмейстер театра экс-звезда Мариинки Игорь Колб не только нашел в «Жизели» свежие краски и внес некоторые хореографические изменения, но и показал зрителю пони и двух дивных русских борзых — каждый раз, когда животные появлялись на сцене, по залу проносилось трогательное «ох!». Но, к счастью для балетной труппы, пушистые «актеры» все же не смогли отвлечь публику от самого главного: простой человеческой истории, в которой каждое движение наполнено смыслом и отточено до совершенства.

Верю — не верю

«Жизель» — абсолютный хит мирового балета и, по сути, хрестоматия классического танца. А еще это один из самых хорошо сохранившихся спектаклей. В белорусском Большом традиции эпохи романтизма прижились еще в начале 1950‑х, когда легендарная Татьяна Коломийцева (единственная женщина-дирижер в БССР и одна из двух женщин-дирижеров в Советском Союзе) и балетмейстер Константин Муллер подготовили первую версию «Жизели». В 2012‑м пятая версия спектакля вышла с оригинальным названием «Жизель, или Вилисы» и продержалась в репертуаре почти десятилетие.
Новая, шестая редакция стала дебютной для Игоря Колба в качестве главного балетмейстера — и уже в день премьеры вошла в разряд большого художественного события.

С хореографическим материалом Игорь Колб уже давно хорошо знаком. В разное время сам танцевал обе главные мужские партии — Альберта и Ганса, конечно, видел постановки других театров. В Минске ниспровергать традиции Игорь Павлович не стал, а сосредоточил свое внимание на главном — технике, темпераменте и связанном внутреннем монологе героев. Колб — балетмейстер скрупулезный, неленивый и обстоятельный (это подтверждают все без исключения артисты!). И во многом именно его стараниями проверку классикой труппа прошла крайне успешно. Солисты и кордебалет впервые за долгое время продемонстрировали единство, танцевали точно и добросовестно, с искренним чувством и полной верой в предлагаемые обстоятельства.
Естественная игра артистов заставила зрителей волноваться и сопереживать — в общем, делать все то, ради чего балет когда-то и задумывался.

Игорь Колб не скрывает:

— Меня вдохновляют люди. Я из тех, кто прислушивается, мне этот момент важен и необходим. Каждый день после переезда в Минск я думал о том, какой будет «Жизель» в нашем театре. Хотелось создать ее с лицом, интересным сегодняшнему зрителю. И артисты этому во многом поспособствовали. Сначала я думал, что каждый день быть недовольным, заставлять, направлять и требовать — это не совсем моя функция, но позже мне показалось, что этот путь интересен не только мне. Все убеждало в том, что мы двигаемся в правильном направлении.

Мировая премьера

За «Жизелью», как известно, тянется целый шлейф историй — счастливых и не очень. Но заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова в мистику не верит. Называет эту роль мечтой и танцует с такой легкостью, за которой неподготовленной публике крайне сложно разглядеть изнурительность этой партии.


— Большинство балерин мечтают, как правило, о роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». А я всегда, сколько помню, хотела станцевать Жизель, — признается балерина. — Выходила в этой партии в предыдущей редакции спектакля, но Игорь Павлович помог посмотреть на историю по-новому. Мы занимались весь сентябрь и конец предыдущего сезона практически каждый день. Он обращал внимание абсолютно на все: руки, ноги, даже то, как лежат волосы на голове! Несмотря на количество данного спектакля сейчас в моей жизни, он не надоедает совершенно. Каждый день проживаю эту историю. Ни разу не было такого: «Быстрее бы прошли эти два часа на сцене». Наоборот, хочется, чтобы эти два часа поскорее начались. Я выхожу на сцену и танцую в свое удовольствие.
Помимо Людмилы Хитровой, главную партию в новой «Жизели» исполняет также Елизавета Мусорина. Роль Альберта в разных составах примерят Эвен Капитен, Артем Баньковский, Константин Героник и Денис Шпак. За Мирту станцуют Марина Вежновец, Вероника Овчинникова, Анна Кондратеня и Анастасия Юркевич. В образе Ганса — народный артист Игорь Артамонов.

В новой «Жизели» Людмила Хитрова раскрылась по-другому, достоверность игры артистки сделала бы честь любому драматическому театру. Француз Эвен Капитен от партнерши, к слову, не отстает. Аристократа Альберта он играет с непринужденной естественностью, хотя на сцену в образе артист выходит впервые:

— Я правда очень давно хотел станцевать в этом спектакле. Смотрел другие постановки — и каждый раз у меня пробегали мурашки. Очень красивая музыка и очень печальная история.

К слову, о музыке. В премьерной новинке зрители услышат па-де-де, которое не звучало в предыдущих пяти белорусских версиях и даже в других театрах!


— Мировая премьера, так и напишите, — настаивает дирижер-постановщик спектакля Николай Колядко. — Этот музыкальный фрагмент мы действительно исполняем впервые в мире. Я был чрезвычайно удивлен, когда Игорь Павлович нашел его в клавире. Но у нас была только рояльная версия, без партитуры. Поэтому мы обратились к композитору Вячеславу Кузнецову, который сделал нам оркестровую версию.

Нам остается добавить, что ближайшие показы красивой легенды о вилисах (невестах, умерших до свадьбы), которые мстят мужчинам, увлекая в свой смертельный танец, пройдут 11 и 27 ноября. Не пропустите — спектакль того стоит.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter