В Витебской области столкнулись с трудностями при поиске инвесторов для неплатежеспособных хозяйств

По Сеньке ль шапка

Поиск инвесторов для утопающих хозяйств на Витебщине слишком  однобокий
Каждое утро у начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Витебского райисполкома Петра КОРЕНКОВИЧА начинается с головной боли. Не в прямом, а в переносном смысле. Надо думать, как помочь неплатежеспособным сельхозорганизациям: отыскать у других хозяйств средства на топливо, запчасти, удобрения; у переработчиков — авансы на зарплату за еще непроизведенную и нереализованную продукцию. Поэтому Петр Николаевич с облегчением воспринял появление в середине июля сразу нескольких указов главы государства, касающихся реформирования АПК. Особые надежды на Указ № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса». Он предусматривает приобретение предприятиями-инвесторами на условиях различных преференций неплатежеспособных хозяйств. Но на первых порах те, кому предложили, образно говоря, стать спасателями утопающих, особой радости по этому поводу не проявили…


Свои долги плюс чужие


В управлении сельского хозяйства и продовольствия относительно быстро составили список потенциальных инвесторов. В него вошли предприятия, которые раньше уже брали на буксир отстающие хозяйства. Среди них и ОАО «Рудаково». Ему решили предложить КУСХП «Экспериментальная база «Тулово». У последнего незавидная судьба. Нынешнее «Тулово» — это хозяйство, состоящее из бывших четырех. К середнячку на протяжении нескольких последних лет присоединили три отстающих, они и утопили спасателя. Поэтому сейчас нужен крепкий инвестор, тот, у кого есть деньги. И взор пал на «Рудаково».


Однако его директор Михаил Пинчук категорически против брать на буксир еще одно сельхозпредприятие.   


— На нашем хозяйстве висят 180 миллиардов рублей кредитов, — говорит он. — Оплачиваем их с большим трудом. У «Тулово», которое нам хотят предложить, 70 миллиардов рублей долгов. Если это сельхозпредприятие присоединить, то даже с учетом реструктуризации их долгов мы тоже можем стать неплатежеспособными. Разве это решение проблемы? Надо присоединять к тем, кто способен вытащить утопающих, а не к тем, кого они за собой утащат на дно. 


Кто тянет, на того и грузят


В Витебском районе находится ОАО «Керамика». Предприятие специализируется на производстве кирпича. В свое время ему было передано отстающее хозяйство, которое стало филиалом «Зеленая нива». Там навели порядок, и когда-то отстающее сельхозпредприятие стало неплохо смотреться на районном уровне. Учитывая это, райсельхозпрод хотел передать ОАО «Керамика» еще одно неплатежеспособное хозяйство — КУСХП «Задубровье». 


— Мы не раз обращались к ним с этим предложением, — говорит Петр Коренкович. — Но предприятие в подчинении Министерства архитектуры и строительства. А оно каждый раз дает отрицательные ответы. Мол, у «Керамики» и так не лучшее финансовое положение. 


Свое нежелание присоединять еще одно сельхозпредприятие подтвердил и директор ОАО «Керамика» Петр Прижитомский.  


— У нас есть многомиллиардный проект модернизации производства стройматериалов, — сообщил он. — Собственных средств не хватит, придется брать кредиты. О каком новом сельхозфилиале может идти речь! 


Еще одно неплатежеспособное хозяйство — КУСХП «Пестуница» — райсельхозпрод наметил присоединить к ПУ «Витебскгаз». Его генеральный директор Петр Шершень тоже не в восторге. 


— Присоединение должно быть экономически обоснованным, — считает он. — КУСХП «Пестуница» от нас слишком далеко. Придется весь транспорт пускать через город. Это потребует огромных дополнительных затрат. Считаю, что неплатежеспособные хозяйства надо передать частным инвесторам.


Помощь сверху


К решению проблемы подключился и облсельхозпрод. Председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Сергей Догель согласен, что часть потенциальных инвесторов без особого энтузиазма относится к предложениям взять хозяйства.


— Будем откровенны, — говорит он, — в очередь за приобретением сельхозпредприятий никто не становится. Но исходить надо не из узковедомственных, а из общегосударственных интересов. Поэтому будем вести разъяснительную работу с предприятиями областного подчинения. Если же это республиканская собственность, то облисполком будет выходить на министерства, а если понадобится, то и на Правительство, чтобы согласовать кандидатуры предприятий, к которым намечено присоединить отстающие хозяйства.


Авторский взгляд


Почему в Витебской области столкнулись с трудностями при поиске инвесторов для неплатежеспособных хозяйств? Думается, потому, что решить проблему пытаются однобоко, по старинке. Десять лет назад, когда тоже шел похожий процесс, его пустили преимущественно в административное русло: навешивали отстающие хозяйства крупным промышленным предприятиям и присоединяли тонущих к еще держащимся на плаву сельхозпредприятиям. В первом случае это сработало: имея большой запас прочности, промышленники оживили дышащие на ладан хозяйства. Во втором, как в ситуации с «Тулово», утопающие потянули за собой спасателей. 


Но проблема поиска хозяина на земле осталась. И вот тут возникает вопрос. А почему бы не попробовать решить ее, в том числе и путем поиска частных инвесторов. Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Витебского райисполкома Петр Коренкович говорит, что такие в районе не просматриваются. Тогда резонный вопрос: а насколько активно шел их поиск? Были ли объявления, статьи в газетах, выступления по радио и телевидению с предложениями приобрести хозяйства? Причем надо бы обязательно подробно рассказывать, какие льготы, согласно указу главы государства, ожидают частных инвесторов. 


Возьмем, например, отсрочку долгов. Кредиты передаваемых хозяйств инвесторам придется платить только через пять лет. Сколько за это время воды утечет, сколько съест инфляция! Глядишь, к моменту начала возврата почти ничего не останется. А налоговые льготы для инвесторов при вложениях в АПК? За них в будущем можно не только долги погасить, но и выгоду иметь определенную. 


Но это, как говорится, долгая и утомительная пропаганда и агитация. Гораздо легче наметить предприятия, у которых уже есть хозяйства, и умыть руки. А если будут упираться, то искать подмоги у вышестоящих. 


Но к чему мы в итоге придем? В том же Витебском районе скоро останутся одни сельхозфилиалы промышленных предприятий. У их руководителей будет легкая жизнь: головной офис в беде не бросит, деньги на топливо, удобрения, зарплату найдет. Не жизнь, а рай.


Одно тревожит. Будут ли все озабочены эффективностью процесса производства сельхозпродукции? Зачем напрягаться заботами о прибыли, рентабельности, изысканием средств на новые технологии, если «старший брат» всегда поддержит. 


Не продолжим ли мы таким однобоким поиском инвесторов загонять сельское хозяйство в пучину неэффективности? Вот над чем стоит задуматься. 


Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter