В Минлесхозе рассказали, где построят шесть новых заводов по производству пеллет

По пеллету всему свету

Как известно, в этом году предприятиям системы Минлесхоза разрешили экспорт необработанной древесины. Мера эта исключительная: по ряду причин произошла разбалансировка объемов ее заготовки и переработки. В итоге невостребованными оказались около 3 млн кубометров, треть из них — 900 тысяч кубометров низкокачественной древесины, в основном балансы и техсырье, — отправится за границу.

С конца мая состоялось несколько торгов, но ни одни не закончились крупной сделкой для лесной отрасли. Сказываются полтора года отсутствия на рынке...

Сырьем для топливных гранул служат щепа и опилки.

Переработать все


Впрочем, первый заместитель министра лесного хозяйства Валентин Шатравко на недавней пресс-конференции заверил:

— Будем предпринимать все возможные действия, чтобы реализовать разрешенный объем.

Один из способов переработать невостребованную древесину у себя — превратить в пеллеты. Будь сегодня больше таких производств, значительный объем дровяной древесины удалось бы пустить в дело. К концу следующей весны в стране должно появиться шесть новых заводов по производству пеллет. Такую задачу поставил в конце мая Президент, когда принял с докладом о повышении эффективности использования лесных ресурсов заместителя Премьер-министра Владимира Дворника и Председателя Комитета госконтроля Леонида Анфимова. К слову, Минлесхоз принялся за это дело еще в начале года. Примеры успешных предприятий по производству древесных топливных гранул в отрасли были и раньше. Одно из них — в Бегомльском лесхозе.

Щепа из отходов собственной деревообработки.

Запустили здесь производство в октябре 2011-го. Оборудование закупили в Германии. В те времена оно, а также транспортировка, пусконаладочные работы и сервисное обслуживание обошлись примерно в миллион евро. Лесхоз даже брал кредит под реализацию проекта. Окупаемость завода и погашение кредита происходили быстро: практически все время, за исключением нескольких лет, спрос на пеллеты за границей держался стабильно высоким. После падения, когда тонну забирали за 75 евро, — очередной взлет. Контрактная цена на этот год — 125 евро за тонну, даже немного выше прошлогодней. Ожидания от отгрузки пеллет на экспорт по году — более миллиона долларов. Это примерно 40—45 процентов от плана товарной выручки лесхоза. Покупатели постоянные, крупные, берут топливо для ТЭЦ Евросоюза. Дела ведут строго по предоплате. И не только с пеллетным заводом Бегомля, но и c несколькими другими нашими лесхозами.

Деньги фактически из отходов, обращает внимание главный инженер Бегомльского лесхоза Дмитрий Курныш, проводя экскурсию по заводу. Мы в дверях, дальше — шумно работает оборудование. Сырье очищается, сушится до определенной влажности, охлаждается, дробится, прессуется, снова охлаждается и падает в биг-беги — огромные мешки по 800—900 килограммов.

Дмитрий Ласко — оператор сушильного оборудования.

Завод-автомат


— Мощность завода — 8 тысяч тонн гранул в год. Работает он в автоматическом режиме, круглосуточно. В смену его обслуживают три-четыре человека, — рассказывает собеседник.

К слову, сырье — щепа и опилки от собственных цехов деревообработки. На большой территории лесхоза их разместилось три. Хотя на момент закупки оборудования была всего одна линия лесопиления. Но и это не предел. В планах на этот год значится строительство новых сушильных камер и котельной для них, чтобы нарастить производство пиломатериалов влажностью 14—19 процентов. Проблем со сбытом нет. Причем примерно две трети продукции, 1,1—1,3 тысячи кубометров ежемесячно, уходит за рубеж.

Сергей Богданов — оператор автоматических и полуавтоматических линий цеха деревообработки.

Взгляд в завтра


Далее, в 2020-м, здесь намерены установить дополнительную линию лесопиления. Понятное дело, отходов станет больше. В перспективе будут думать о покупке еще одного пеллетного завода. С мощностью определятся по факту.

Сомнений по поводу спроса нет. На внутреннем рынке все больше котельных системы ЖКХ и частных организаций переходят на древесное топливо. Один-два биг-бега берут на зиму и граждане — закупают специальные котлы. Говорят, выходит дешевле и проще, чем возиться с дровами. Но основную ставку делают, конечно, на экспорт. В Евросоюзе экотопливо набирает популярность: в странах ЕС планируют к 2030 году перейти на биомассу. Прогнозы на ближайшие десять лет таковы: потребление пеллет на Западе вырастет вдвое. При этом, похоже, намечается еще один потенциальный рынок сбыта: ожидается, что объем азиатского в ближайшие годы станет сопоставим с европейским. Грех не воспользоваться ситуацией и не занять нишу, когда все предпосылки для этого есть.

КОМПЕТЕНТНО

Андрей МАЦКЕВИЧ, начальник управления производства и реализации продукции Минлесхоза:



— Сегодня пеллеты выпускаются на пяти производствах в системе нашего министерства. Общая мощность заводов — около 15 тысяч тонн в год. При этом практически весь объем уходит на экспорт. Исключение составляют лишь небольшие поставки на внутренний рынок. Большой спрос за границей, где набирают популярность экологически чистые возобновляемые источники энергии. В прошлом году пеллеты и топливные гранулы принесли нам 2,5 млн долларов. Так что ниша открывается перспективная, особенно с учетом сложившихся проблем с реализацией низкокачественной древесины и щепы.

Это одна из причин создания новых пеллетных заводов. Причем их суммарная мощность будет в 10 раз больше уже имеющейся — примерно 150 тысяч тонн в год. Стоимость одного производства, начиная от проектных работ и заканчивая монтажом оборудования, в среднем составляет 12 млн рублей. Ожидается, что окупятся они за 4—5 лет. В каждой из областей определено по одному лесхозу, где заводы мощностью 20—30 тысяч тонн появятся через год. Это Пружанский, Поставский, Мозырский опытный, Новогрудский, Борисовский опытный и Кличевский лесхозы. Для некоторых мы уже закупаем оборудование. Почему именно эти лесхозы? Они динамично развиваются, у них есть достаточная сырьевая база и развитое собственное лесопиление. Ведь основой пеллет могут быть опилки, кусковые отходы, горбыль, низкосортная древесина — дровяная и техсырье. При необходимости материал можно закупать в ближайших лесхозах. Опасений, что в будущем, когда на полную заработают дерево­обрабатывающие заводы в стране, вдруг не хватит сырья, нет. Ввод этих производств позволит переработать в том числе низкосортное сырье.

Что касается остатков древесины, важно понимать нюансы. Мы всегда ставили перед лесхозами задачу иметь запасы в объеме, не превышающем среднемесячный объем заготовки. Нам как основному поставщику древесного сырья важно своевременно обеспечивать потребителей на внутреннем рынке, поэтому такие объемы запасов абсолютно обоснованны. Вместе с тем нынешний год показал неготовность основных потребителей перерабатывать данный ресурс. В связи с этим произошло наращивание объемов остатков. Всего же, по данным на начало июля, остатки заготовленной древесины составляют 2,4 млн кубометров, из них более 1,5 млн — дровяная древесина.

Чтобы вы понимали: в стране принят план мероприятий, направленных на ликвидацию остатков заготовленной древесины. На сегодня план является рабочим. Проблему с остатками мы держим на контроле, постоянно работаем над привлечением новых покупателей и расширением рынков сбыта. Для этого изучаем конъюнктуру рынка, стараемся переходить на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью.

В последний год делаем акцент на производстве окоренной и оцилиндрованной древесины, а также развиваем сушильные мощности для выпуска продукции с большей добавленной стоимостью. Наличие производств различного объема позволяет нам быть максимально гибкими к конъюнктурным изменениям на внешних рынках и конкурентоспособными.

Сейчас лесопродукция отгружается в 24 страны. При этом мы активно ищем новых покупателей, работаем над тем, чтобы наладить поставки до терминала, порта, на судно, — главной целью ставим дойти до конечного потребителя. В этом году также впервые вышли на рынок Китая, который является достаточно перспективным в плане возможных объемов поставляемой продукции, а также наработки опыта в создании логистической инфраструктуры.

ВАЖНЫЙ ФАКТ

В прошлом году, когда ввели запрет на экспорт кругляка, доходы лесхозов от продаж продукции и услуг за рубеж составили более 140 млн долларов. Это практически сопоставимо с уровнем 2017 года, когда барьеров по экспорту кругляка не существовало.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter