По независящим причинам

Где границы норм допустимых публичных высказываний?

Все относительно, кроме Майкла Джексона. Эту шутку про шоу–бизнес я вспоминаю всякий раз, когда в мае на конкурсе «Евровидение» начинается поп–битва. В этом году ее исход завершился скандалом: подробный итог голосования зрителей и экспертов был опубликован лишь спустя две недели после конкурса, хотя в прежние годы полная таблица результатов появлялась на следующий же день после финала. Отчего Европейский вещательный союз тянул с публикацией? Нельзя же всерьез предположить, как щепетильный продюсер конкурса Сванте Стокселиус просто запамятовал в предотпускной горячке, что этих результатов ждут участники и артисты как минимум из сорока стран. Тут же вместо политкорректных дифирамбов на организаторов «Евровидения» в СМИ обрушились и праведный гнев, и кондовые подозрения: «Что–то на этом конкурсе нечисто...» Промедление с итогами форума возникло, скорее всего, по не зависящим от песен обстоятельствам. Политический подтекст конкурса явно отвлекает его организаторов от модных музыкальных тенденций.


Искренне восхищаюсь, есть такие артисты, которым «Евровидение» необходимо как воздух, и они готовы штурмовать его не раз и не два. А есть исполнители, которые данный майский «цирк» игнорируют. Не замечал его Майкл Джексон и ничего — прорвался в звезды. Уверена, недавно выступившая в Минске Шакира тоже равнодушна к мнению профессионального жюри от Европейского вещательного союза.


Минский концерт Шакиры, кстати, злые языки несколько раз пытались отменить, уверяя, что колумбийская певица все глаза выплакала, думая об ущемлении гражданских свобод в Беларуси. Но ее выступление все–таки состоялось и прошло в СКК «Минск–Арена» при полном аншлаге. Жаль, правда, что уровню проводимых в «Минск–Арене» шоу пока не соответствует прилагающийся к нему сервис. Жалкий вид бутербродов в буфете не располагал к праздничному ожиданию лучшего поп–концерта года. Скорее вызывал недоумение: почему бы дельцам от общепита не подсуетиться, не продумать аппетитное меню для нескольких тысяч зрителей, которые пришли в тот день в «Минск–Арену»? Право, неловко учить людей деньги зарабатывать. Но ужасно хочется, чтобы в огромном концертном зале все было прекрасно: и артисты, и меню, и зритель.


Впавший в некоторую гордыню режиссер Никита Михалков выступил с инициативой создания совета, который будет осуществлять «контроль за соблюдением средствами массовой информации исторически сложившихся норм нравственности». Мол, распоясались журналисты, не о том пишут и не так. Конечно, никто не спорит, что в российских СМИ много предвзятости, тенденциозности и иной проплаченной из тугого олигархического кошелька «лирики». И все же шаг Михалкова выглядит как сведение счетов с кинокритиками, которые расписали во всех подробностях минусы и недочеты его амбициозного проекта «Утомленные солнцем–2: Цитадель», ставшего самым громким провалом мая. И как ни хотел режиссер показать свой проект в Каннах, в этом году там был черед провалиться режиссеру датскому — Ларсу фон Триеру. Правда, он вылетел с форума по независящим от кино обстоятельствам.


Какая муха укусила Триера, никто не знает. Но в Каннах он позволил себе нелицеприятные высказывания о природе национал-социализма, несовместимые с образом современного человека. За что и был объявлен персоной нон–грата — режиссеру запретили приближаться к фестивальной набережной. Эта санкция вызвала целый ворох вопросов: а так ли сегодня свободен художник, каким хочет казаться? Где границы норм допустимых публичных высказываний? Ответы на эти неудобные вопросы можно искать целую жизнь и не найти. Но нынче стало очевидным, что публику международного фестиваля не следует провоцировать двусмысленными пассажами. Для этого есть другие места: паб, баня, ипподром... Иначе можно одним махом проиграть все свои интеллектуальные скачки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter