По ком тикают биологические часы

В каком возрасте становиться родителями?

В каком возрасте становиться родителями?


Демографы отмечают, что к 2010 году в Беларуси резко сократится количество женщин, находящихся в возрасте, идеальном для материнства в наших широтах. Для справки: около 70 процентов детей появляются на свет у 20 — 29–летних мам. На смену им придет немногочисленное поколение, само появившееся на свет во время спада рождаемости. В Министерстве труда и социальной защиты видят выход в том, чтобы агитировать обзаводиться потомством женщин после 30. Кстати, во всем мире за четверть века на 90 процентов возросло количество рожениц 35 — 39 лет и на 87 процентов — число «молодых» мам, которым 40 и больше. К примеру, по данным Национального бюро статистики Великобритании, дамы за 40 в последние десять лет рожать стали чаще чуть ли не вдвое, а те, кто моложе 30, как ни странно, пополняют семейство все неохотнее. В общем, жизнь диктует новые законы: многие женщины и мужчины сегодня предпочитают вначале занять прочную позицию в обществе, получить образование, выстроить карьеру и только потом думать о детях. Но меняются ли возможности человеческого организма вслед за трансформацией института семьи? Что по этому поводу говорит медицина? Правомерен ли «синдром биологических часов»? Существует ли объективный крайний возраст для родительства? Что делать людям среднего возраста, которые свою вторую половинку не нашли, но мечтают стать папой или мамой? К дискуссии на эту важную тему мы пригласили психолога, семейного психотерапевта Ольгу АНДРЕЕВУ, доктора медицинских наук, члена–корреспондента НАН Беларуси и Российской академии медицинских наук профессора Геннадия ЛАЗЮКА, заведующую отделением патологии беременности 2–го минского роддома Ольгу МАКАРЕНКО, главного врача Центра вспомогательной репродукции «Эмбрио» Олега ТИШКЕВИЧА, главного научного сотрудника Института экономики НАН Беларуси профессора Людмилу ШАХОТЬКО. Хотелось бы, чтобы начатая «СБ» дискуссия стала общественной, ведь вопросов, как выяснилось, больше, чем ответов.


О.Тишкевич: Не секрет, что с возрастом возможность зачать ребенка снижается. В женском организме с рождения заложено около миллиона яйцеклеток, к моменту половой зрелости их остается около 300 тысяч. Каждый месяц они расходуются, и ни одной новой уже не появится! Причем качество оставшихся яйцеклеток тоже страдает, ведь им столько же лет, сколько и самой женщине. То есть ресурс исчерпывается — этого часто не понимают. Многие женщины сейчас получают образование, делают карьеру, живут с мужем для себя, откладывая рождение детей на потом. Бывает, что супругам уже по 35, а они только начинают задумываться. А ведь даже если женщина и забеременеет, это еще не значит, что родит, что ребенок появится на свет здоровым. Здоровье у 36–летней совсем не то, что у 25–летней.


О.Макаренко: После 35 лет риск, увы, резко возрастает — и невынашивания, и проявления на фоне беременности серьезных заболеваний, например гипертонии и сахарного диабета. Поэтому родители, которые собираются обзаводиться потомством, прежде всего должны подумать, могут ли они себе это позволить по состоянию здоровья. И все же нельзя сводить весь вопрос только к возрасту. Так скажу: чтобы родить, нужно просто иметь здоровье. У кого–то его нет и до 30, а у кого–то и после 35 все в порядке. «Хочу» и «могу» — это совершенно разные вещи. Но ведь и не запретишь! Даже очень больные женщины хотят порой иметь ребеночка. Убеждена, все будущие мамы должны проходить самое тщательное обследование, чтобы хвори не повылезали во время беременности.


«СБ»: В какой мере оправданны надежды женщин на искусственное оплодотворение? На Западе с помощью ЭКО рожают сегодня и в 62, и в 65...


О.Тишкевич: Да, мы часто видим на фотографиях счастливых улыбающихся голливудских звезд «за сорок», которые решились на ЭКО. Но далеко не у всех получается! Мы в центре проводили исследования, сравнивали вероятность наступления беременности в зависимости от возраста, и вот что получилось. Если в среднем успех лечения бесплодия методом ЭКО составляет 30 — 40 процентов, то в возрасте, например, 25 лет может достигать 45 — 50 процентов. В 40 лет согласно нашим данным удается забеременеть каждой пятой женщине, а у женщин в возрасте от 41 до 42 вероятность уже 18 процентов, причем только в 9 процентах случаев рождается живой ребенок. Для 44 — 45 лет — цифры уже 15 и 10 процентов соответственно. А старше 45 лет эффективность лечения — менее 2 процентов. Centers for Disease Control в США в 2005 году обнародовал такие данные: если в 24 года благополучно рожают 29 процентов женщин, обратившихся к методу ЭКО, то после 44 лет — только 3 процента... Знаете, впрочем, у нас слово «бесплодие» люди боятся произносить! Да, мы не можем никому отказать. Но насколько это этично? В Великобритании, например, рекомендуется брать пациента в программу ЭКО, если ожидаемая эффективность лечения и рождения живого плода будет выше 10 процентов. А в Бельгии установлен возрастной лимит для ЭКО — 43 года, старше уже на лечение не берут. Более того, после 40 лет страховые компании не берутся страховать таких пациенток. Слишком высок риск неудач и осложнений!


О.Макаренко: Это, кстати, заблуждение, что бесплодие — женская проблема.


О.Тишкевич: Действительно, сегодня в 50 процентах случаев мы имеем дело с бесплодием мужским.


«СБ»: То есть медицина считает, что всему свое время?


О.Макаренко: Очень много женщин сегодня рожают именно в 30, плюс–минус несколько лет. В 20 лет беременность, мне кажется, рановата, а в 22 — 30 лет — оптимальна. С другой стороны, как определить оптимальный срок для деторождения? Если женщина в возрасте по здоровью, по статусу и материальному положению может позволить себе ребенка, это просто замечательно. Но все же границы есть: это примерно рубеж 42 — 43 года. Хотя бывают роженицы и в 45... Обычно на такой шаг идут женщины во втором или просто позднем браке. Но, повторяю, лучше, чтобы они были здоровыми, не имели к беременности противопоказаний! Надо все реально оценивать: как это может повлиять на маму? Как может отразиться на ребеночке? Знаю одну пару высокого социального статуса. Ей 43, ему — 46 лет. У них двое уже взрослых детей, а они решились на третьего. Женщина забеременела, все вокруг радовались, но уже на позднем сроке плод без каких–либо видимых причин погиб. Вот вам и возрастные риски! После 40 — это уже риск. Диагностика, какой бы она современной ни была, не дает стопроцентного результата.


Г.Лазюк: Она нигде, ни в одной стране не дает стопроцентного результата!


О.Макаренко: Поэтому, чтобы не искать объяснений непонятным вещам, лучше стараться родить в более молодом возрасте. 30 лет даже для первого ребеночка — это прекрасный возраст.


Л.Шахотько: Думаю, это в какой–то мере и серьезная государственная проблема. У нас в стране в ближайшие 10 — 20 лет действительно снизится количество женщин так называемого активного репродуктивного возраста — от 20 до 35 лет, на которые приходится 80 процентов рождений. И возможно, будут чаще рожать те, кому за 35. Мы уже наблюдаем интересную тенденцию: изменился средний возраст вступления в брак, немного, но все же. Если в 1980 году он был равен 22,5 года, то в 2008-м — 23,9. В развитых странах этот показатель выше значительно: в Германии — 29, в Японии — почти 30, в Нидерландах, Дании, Англии, Испании — старше 30. Соответственно и рожать в мире женщины стали позже.


Г.Лазюк: Существует ли крайний возраст для родительства? Смотря что под этим понимать. Ребенка ведь можно усыновить, уже будучи в летах. Если же имеется в виду возраст для рождения ребенка, то у мужчины жестких границ нет. У женщины все несколько иначе. Можно так сказать: чем старше женщина, тем меньше у нее шансов иметь полноценного ребенка с генетической точки зрения.


Л.Шахотько: А у мужчин?


Г.Лазюк: Такая зависимость есть, но гораздо меньше выражена и проявляется на 10 лет позже, чем у женщины. То есть риск несопоставимо ниже. Если мужчина по тем или иным причинам не утратил свою детородную функцию, то возраст практически не имеет значения. Он может зачать хоть в 70 лет!.. Что же касается женщин, то я считаю, что оптимальный возраст для рождения нормального ребенка — с 18 до 35 лет. Это, впрочем, данные для женского населения наших, средних широт, для коренных жительниц Беларуси, Польши, Германии. У южанок и северянок иные рамки, отличающиеся порой на 5 и даже на 10 лет...


Дело в том, что с возрастом у человека иммунная система слабеет. И есть 3 вида самых частых хромосомных болезней: синдром Дауна, Эдвардса и Патау. Если мы возьмем голую статистику, просто зафиксируем общее число рождений и общее число таких заболеваний по стране, то увидим, что на тысячу родов в среднем появляется 2 младенца с одной из таких патологий. А вот если мы посмотрим статистику по женщинам в возрасте 35 — 40 лет, то обнаружим, что 2 случая рождения ребенка с хромосомной патологией уже будут приходиться на 480 родов. Рост более чем в 2 раза! Если же взять рожениц старше 40, то вероятность этих заболеваний возрастет в 10 раз. Два случая на 48 рождений! Вот и сами решайте, в каком возрасте можно рожать без большого риска. Нет, конечно, нельзя думать, будто после 40 лет женщина обязательно родит малыша с хромосомной патологией, однако вероятность с годами все выше и выше. Подчеркну, это среднестатистические данные по стране, которые не зависят ни от того, где женщина живет, ни кем работает, ни как питается, ни чем болеет.


Л.Шахотько: Как только женщина забеременела, врачи сразу могут определить, есть хромосомная патология или нет?


Г.Лазюк: В принципе, это можно определить даже и до беременности.


Л.Шахотько: А для будущего ребенка это не опасно?


Г.Лазюк: Абсолютно неопасно! Никакого риска нет. Это проверено на сотнях тысяч женщин во всем мире.


О.Тишкевич: Это очень простая процедура: берется проба околоплодной жидкости, подсчитываются и анализируются хромосомы.


Г.Лазюк: На практике бывают самые разные случаи. Но если случилось так, что у плода обнаружена хромосомная патология — а современная медицинская генетика в состоянии поставить диагноз всех известных болезней такого рода, — то женщина может прервать беременность. Поэтому чем раньше будущая мама пройдет обследование, тем лучше. Это можно сделать и в Республиканской медико–генетической консультации, причем очень быстро. Вообще говоря, с моей точки зрения, иметь ребенка — это тоже не проблема. Проблема иметь хорошую, нормальную семью.


Л.Шахотько: Но ведь одинокая женщина на проспект не выйдет, не скажет первому встречному, что хочет иметь ребенка. Так что не все так просто!


Г.Лазюк: Когда спрашивают, что делать людям среднего возраста, не состоящим в паре, которые хотят стать родителями, я всегда отвечал и отвечаю: надо все делать в свое время! И, видимо, надо чем–то жертвовать. Кто–то выбирает детей и семью, кто–то — карьеру. Великое искусство — совместить и то и другое!


«СБ»: Существует ли у нас банк донорской спермы, например, куда бы могли обращаться одинокие женщины, мечтающие о материнстве?


О.Тишкевич: Собственного банка как такового в Беларуси нет. Но существуют европейский и российские банки донорской спермы. У нас этим пока еще никто не занимался, не решены организационные вопросы. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. В первую очередь у ребенка должны быть и мама, и папа, иначе это будет неполноценная семья и отразится самым непосредственным образом на самом малыше, его психике. К примеру, женщина в 43 года, считая себя несчастной, вдруг решает «родить для себя». Это достаточно эгоистичное желание! Потому что она не думает о том, что ответит, когда ребенок спросит: «А где мой папа?» В Европе, к вашему сведению, говорят уже не только о правах ребенка — о правах эмбриона. Есть у него право иметь и папу, и маму? Есть. Уже начались проблемы с европейскими банками донорской спермы, поскольку снят запрет на анонимность донорства. Что в результате? Никто не хочет сдавать сперму! Представьте себе только ситуацию: человек лет 20 назад ее сдал, а теперь на него пошли иски в суд по признанию отцовства и всего того, что из этого вытекает. А у него сегодня своя семья, сам он стал человеком весьма обеспеченным...


О.Андреева: У нас вообще сложилась традиция все скрывать. А вот у американцев отношение к этой проблеме другое. У них ребенок знает, что он усыновлен и кто его биологические родители. Я считаю, что точно так же должно быть и у нас. Знаю немало случаев, когда человек узнавал, что в детстве он был усыновлен, а от него это всю жизнь скрывали, и начинал очень переживать, терял доверие к родителям и вообще к людям. Ложь всегда травмирует. Был случай, когда 40–летний сын узнал от умирающего отца — мать умерла несколько раньше, — что он не родной сын, а приемный. Это был для него шок! После смерти отца он стал пить. Допился до того, что пришлось лечиться. Почему надо было утаивать правду? Он сам сказал: «Уж лучше бы мне все рассказали, когда я был еще маленьким».


Г.Лазюк: А я — за тайну донорства! Но, думаю, только женщина решает, выходить ли ей замуж, чтобы родить ребенка, или воспользоваться услугами донора. Если мы ставим диагноз, что у плода тяжелый порок развития, не поддающийся лечению, например генное заболевание, то только женщине решать, сохранять ей эту беременность или нет. Наша задача — обнаружить и сказать, и никакого насилия. Вот мы здесь говорим о том, что сейчас женщины и мужчины все чаще откладывают свои семейные планы ради того, чтобы получить дополнительное образование или добиться карьерного роста. И это, между прочим, тенденция всего цивилизованного мира: население стареет, браки заключаются во все более позднем возрасте, первые дети в семье рождаются все позже. Но отменить биологические часы невозможно: это закон для всего живого мира. И человек — не исключение. Что бы мы ни делали, эти часы будут работать. Если, допустим, клетки крови и кожи постоянно обновляются, то клетки мозга практически не дают «потомства». Или, возвращаясь к нашей теме, за считанные месяцы из крошечной яйцеклетки получается живой организм! Все это запрограммировано на генетическом уровне, это, по большому счету, изменить нельзя, поэтому всегда будут существовать определенные возрастные рамки, но о них нужно помнить не тогда только, когда «часы затикали».


«СБ»: Есть такое мнение, что мужчин у нас меньше, чем женщин, поэтому женщинам, особенно среднего возраста, трудно найти пару.


Л.Шахотько: Демографического перекоса здесь нет. До 35 лет у нас мужчин даже больше, чем женщин. А вот после 35 лет пропорция меняется: число женщин в процентном соотношении понемногу начинает увеличиваться. И к 40 годам мы имеем незамужних женщин больше, чем неженатых мужчин. Кстати, примерно в этом возрасте мужчина, по статистике, вступает во второй брак, а одинокая женщина с ребенком не всегда решается на такой шаг. Ей ведь надо найти не только себе пару, но и ребенку отца...


О.Андреева: Вопрос, какие эти мужчины, которых у нас, как тут говорят, до 35 лет больше, чем женщин? Большинство женаты, некоторые сидят в тюрьме, есть алкоголики... Женщине с образованием, с высоким статусом в обществе и материальным достатком найти себе пару очень и очень сложно.


«СБ»: А каково быть ребенком пожилых родителей?


Г.Лазюк: Здесь сколько плюсов, столько и минусов. Каждый возраст имеет свои особенности.


О.Андреева: В своей практике мне приходилось сталкиваться с самыми разными ситуациями. Вот, например, 52–летний отец каждый день приводил в школу и забирал свою дочь–первоклассницу. Как оказалось, она чувствовала себя неловко, когда одноклассники спрашивали, показывая на отца, приходившего за ней: это твой дедушка? У всех отцам было по 30, молодые, красивые, и только у нее — пожилой. И она как–то этого стыдилась. Причем ее папа был замечательным человеком, умен, образован, свою дочь очень любил. Меня эта, так сказать, тема настолько заинтересовала, что я провела исследование. Вы знаете, в детской среде подобному давлению подвергаются и другие дети, например, у которых родители плохо одеты или алкоголики. Если семья живет бедно и дети одеваются немодно, не так, как сверстники, это их сильно травмирует. Современный писатель Павел Санаев написал очень интересную книгу «Похороните меня за плинтусом». Там показан мир глазами ребенка: как он воспринимает мир, как его чувствует, что думает. Все родители обязаны ее прочитать! Они должны учитывать особенности психологии ребенка, его мироощущения. С другой же стороны, те, кто хочет завести ребенка в позднем возрасте, должны прежде подумать о том, смогут ли они, успеют ли его вырастить, дать образование.


Л.Шахотько: Это очень важно!


О.Андреева: А если отец еще старше, чем мать? Что потом одна она может сделать? Как воспитает ребенка, если у нее даже алиментов не будет? Я не моралистка. Если женщина хочет родить ребенка одна, я на ее стороне. Но кто поможет вырастить его? Я имею в виду финансовую сторону вопроса. Тем более в первые 3 года после рождения ребенка. Накопила ли она денег на этот период, пока не будет работать? На пособие не проживешь. Быть матерью — это очень здорово и приятно. Но это очень большие материальные затраты и очень большая ответственность.


Л.Шахотько: О материальной стороне дела должны думать любые родители. Но чем жить с мужем–алкоголиком, который больше выносит из дому, чем приносит, лучше оставаться одной!


О.Тишкевич: В этом случае маме, кроме ребенка, еще и папу надо будет кормить.


Л.Шахотько: Но, с другой стороны, если семья нормальная, то 50–летние родители лучше обеспечат ребенка, чем 25–летние.


О.Андреева: А потом, через 10 лет, когда отцу будет 60, на что будет жить семья? Надо создавать какие–то накопления.


Г.Лазюк: Знаете, сколько случаев, когда женщины беременеют и только потом начинают думать о деньгах?!


О.Андреева: Проблема очень серьезная. А сколько таких случаев, когда женщина отдает всю себя детям, все свое время и все средства! Сама для себя ничего не покупает, ходит, мягко говоря, в старенькой одежде. И получается так, что ее дети стесняются рядом с ней идти. Ходят на расстоянии 5 метров... Если люди в зрелом возрасте хотят иметь детей, они должны учесть очень многие вещи — и в том числе, как их будет видеть ребенок. Необходимо знать, каких родителей он мечтал бы иметь. Это очень важно.


Л.Шахотько: Отношение детей к своим родителям воспитывается самими родителями. И если ребенок стесняется родителей, это говорит в большей степени о том, что они и только они не смогли его правильно воспитать!


О.Андреева: Ну вот представим себе пожилого отца и его ребенка. Отец что, должен учить сына восхищаться не ухаживающими за собой людьми? А почему бы отцу не постараться быть нарядно одетым, элегантным?


Л.Шахотько: Я понимаю, родители должны стараться выглядеть прилично. Чтобы воспитывать других, надо самому быть воспитанным. А личный пример в семье — это многое, если не все.


О.Андреева: Мама и папа должны быть здоровыми и счастливыми. Если родители сами несчастливы, в каком бы возрасте они ни были, они не смогут вырастить счастливых детей.


P.S. А что думают по этому поводу наши уважаемые читатели? Были бы рады продолжить разговор.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter