«Плыть по течению» вслед за собственной рыбой?

Рыбоводческие хозяйства страны не спешат искать новые формы продвижения своей продукции

Рыба становится одним из самых популярных продуктов у белорусов. Если в 2000 году на душу населения потреблялось 9,5 кг рыбы, то уже в 2007 году этот показатель вырос до 18 кг в год.

Как рассказала начальник Управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Беларуси Любовь Язепчик, по итогам первого полугодия 2008 года через все каналы реализации продано 84,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов (включая консервы и пресервы), что на 10 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамично увеличивается потребление и прудовой рыбы. Если в 2005 году ее было продано 4 тыс. тонн, то в прошлом году — уже 9,5 тыс. тонн, а за первые восемь месяцев этого года реализовано 5,9 тыс. тонн живой рыбы, что в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В Беларуси около 11 тысяч продовольственных магазинов и более 7 тысяч торговых точек (64 %) продают живую рыбу. Согласитесь, в подобной ситуации утверждать, что магазины неохотно берут для продажи живую рыбу или не помогают нашим рыбхозам в сбыте продукции  — значит вводить в заблуждение потребителя», — говорит Любовь Язепчик.

В торговых организациях республики для реализации живой рыбы установлено 717 аквариумов, 20  — на рынках. На 19 минских городских рынках рыбоводческим хозяйствам предоставлено 26 мест для торговли живой рыбой. К тому же в нынешнем году администрациями районов столицы рыбхозам дополнительно выделено 118 площадок для продажи прудовой рыбы с машин. За первые 8 месяцев этого года в Могилевской области продажа прудовой рыбы возросла в 3,6 раза, в Гродненской — в 3, Минской  — в 2,6, Гомельской  — в 2,8, Витебской  — в 2,4, Брестской  — в 2 раза. В Минске реализация «плавающего товара» выросла в 1,7 раза. Казалось бы, что при таком лояльном отношении торговли рыбоводческие хозяйства должны искать новые формы сотрудничества и продвижения своей продукции. Но этого не проиходит.

— К примеру, пивзаводы «Оливария» и «Криница», — рассказывает Любовь Федоровна, — во многих магазинах устанавливают холодильное оборудование за счет собственных средств или сдают холодильники организациям торговли в аренду. Почему бы этот удачный опыт не перенять и рыбоводческим хозяйствам? Ведь это способствовало бы увеличению объемов реализации живой рыбы.

Пока магазинам приходится приобретать специальное оборудование на собственные средства. А это удовольствие не из дешевых. Ориентировочная стоимость одного аквариума, в зависимости от емкости, составляет от 500 до 5 тыс. долларов США. И это не считая эксплуатационных издержек.

Есть проблемы и в вопросах ценообразования. Розничная цена отборного карпа, реализуемого рыбхозом «Красная Слобода» самостоятельно, составляет 6800 рублей за 1 кг. В торговлю эта продукция поставляется по такой же цене. В результате применения торговой надбавки около 20 % магазинные цены на рыбу превышают рыночные на 700—1500 рублей. А какой покупатель захочет переплачивать за товар?

В большинстве стран мира рыба — один из самых доступных продуктов. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах килограмм свежей рыбы можно купить за $ 2,5—4, в Шри-Ланке — $ 4. Свежий карп в Волгограде у местного производителя стоит меньше $ 1, а окунь, ставрида, барабулька, выловленные в «местном» море, обходятся крымскому  потребителю $ 2,5 за килограмм. Беларусь, конечно, не морская держава, но зато за нашей страной устойчиво закрепился имидж края озер. Республика способна обеспечить собственные потребности в живой рыбе, которая должна быть значительно дешевле мясных продуктов. Ведь технология выращивания свиней или коров намного более затратная и трудоемкая по сравнению с производством карпа.

Оказывает на объемы продажи рыбы и сезонность поставок. «Плавающая продукция» поступает в магазины в основном в сентябре—марте. В оставшийся период аквариумы для продажи живой рыбы обычно пустуют. Так, возможно, для бесперебойных круглогодичных поставок свежей рыбы следовало бы создать специальное водохранилище? К слову, за опытом в этом случае за рубеж ездить не придется  — такое водохранилище в советское время существовало под Минском и позволяло круглый год обеспечивать горожан свежей и, что особенно важно, недорогой рыбой.

Во многих регионах сдерживающим фактором в реализации рыбы является ее узкий ассортимент. На протяжении ряда лет в торговую сеть республики поставляется преимущественно карп, удельный вес которого превышает  95 % от общего объема. При этом сохраняется устойчивый спрос населения на щуку, карася, судака, сазана и другие виды рыб, производство которых ограничено.

Практически вся выращиваемая в республике прудовая рыба реализуется в живом виде. Вместе с тем в современных условиях покупатели все чаще отдают предпочтение готовым продуктам или полуфабрикатам. Но рыбоводческие хозяйства с запросами потребителей почему-то не считаются и эффективных мер по налаживанию переработки прудовой рыбы не предпринимают. Лицензию на данный вид деятельности имеют только два предприятия  — рыбхозы «Белое» и «Селец».

Объемы переработки (чистка, разделка и производство полуфабрикатов) прудовой рыбы непосредственно рыбхозами незначительны. По данным Министерства статистики и анализа, в 2007 году предприятиями Министерства сельского хозяйства и продовольствия было произведено только 43,8 тонны мороженой, 28,8 тонны копченой, 11,3 тонны сушеной и вяленой, 18,6 тонны кулинарных изделий из рыбы. Удельный вес переработки составил лишь 1 %. И это при постоянно растущих объемах выращивания прудовой рыбы!

Кроме того, чтобы потребители не забыли вкус живой рыбы и в целях увеличения объемов ее продажи, Минсельхозпроду необходимо пересмотреть некоторые внутренние документы, регламентирующие взаимоотношения рыбхозов с организациями торговли. В частности, приказ Департамента по мелиорации и водному хозяйству № 76 от 27 июня текущего года. В соответствии с этим документом за каждым рыбхозом были закреплены определенные зоны обслуживания — города и районы в областях и Минске. В результате были нарушены конструктивные долгосрочные связи между торгующими организациями республики и производителями, которые позволяли обеспечивать своевременное выполнение заявок на поставку рыбы, производить расчеты за поставленную продукцию… А ведь эта система взаимодействия формировалась на протяжении ряда лет!

И что теперь?.. Живая рыба из рыбхозов поставляется в торговые организации в соответствии с оговоренными «прикреплениями». На руководителей возложена персональная ответственность за строгое соблюдение этого приказа. И такой подход не способствует развитию конкуренции между производителями.

На все это можно было бы махнуть рукой и предоставить рыбхозам «плыть по течению» вслед за собственной рыбой, если б не одно «но»… Почему в результате должен страдать потребитель, за которого не хотят бороться?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter