На малых родинах художников все чаще открываются музеи

Пикник за обочиной

Моим культурным развитием родители занимались, как правило, летом. Мама бережно оборачивала старыми газетами бесчисленные банки с вареньем — готовила гостинцы, и мы отправлялись в гости к родственникам. В Витебск, Минск, Москву... Хорошо помню: возвращение в родной Толочин всегда вызывало чувство острой досады — везде свои герои, достопримечательности, а у нас что? Один Курган Славы и гигантский фанерный серп и молот через дорогу от автостанции. 

«Момент истины» наступил во время школьной экскурсии в музей Великой Отечественной войны. Официально персональный зал Михаила Савицкого тогда там еще не открылся, но экспозицию уже смонтировали. И первыми увидели ее мы — толочинские школьники. Выяснив, откуда мы приехали, сотрудники музея устроили нам эксклюзивную экскурсию как землякам художника. Визит в музей обернулся шоком, впервые кошмар войны стал для меня таким осязаемым, но хорошо помню и свою гордую радость: у нас есть свой художник!

Михаил Савицкий. Опознание

Теперь и в родные для меня места заезжают туристы — ничем не примечательная когда–то деревня Друцк, где я родилась, оказалась столицей древнейшего княжества (не поверите, но в школе об этом мне не рассказывали). В райцентре открылся историко–краеведческий музей с уникальными артефактами, найденными во время раскопок курганов, которых между Друцком и Толочином до сих пор — великое множество. Отреставрировали заброшенный костел, здание военкомата вернули местному монастырю... Путешествия по белорусской провинции сейчас модная фишка, уже почти везде есть что посмотреть, далекие от мегаполисов города и местечки бережно стирают белые пятна со своей истории, открывают музеи и даже художественные галереи. И, уверена, обидные эмоции моего детства местной детворе не знакомы. Ведь это очень важно — когда есть чем гордиться.

Впрочем, доказывать этот очевидный факт давно никому не требуется. Редкий город не мечтал о своем краеведческом музее еще в советские годы. Но когда в провинции стали возникать первые именные музеи знаменитых художников, многим это показалось абсурдным. Ладно еще музей Масленикова в Могилеве — публики там хватает, да и вопрос со своим наследием художник решил сам, подарив областному художественному столько работ, что тому ничего не оставалось, как создать отдельную экспозицию. Однако идея открыть подобные музеи в других местах еще лет 5 назад почти никому не казалась перспективной. Ни наследникам живописных шедевров, мечтавшим увековечить память отца или деда не на их малой родине, а исключительно в столичной музейной экспозиции, ни районным властям, не желавшим обзаводиться морокой ровно по той же причине — кто придет в такой музей, кроме местных школяров пару раз в год? За что платить зарплату смотрителям?

Но вот пожалуйста — галерея Бориса Аракчеева в Крупках в год принимает десятки тысяч (!) гостей, не заросла народная тропа к музею Алексея Кузьмича в его родной деревне Мохро в Ивановском районе. И вот уже Белорусский союз художников объявляет благотворительный аукцион в поддержку создания музея–галереи Федора Ястреба в Глубоком... Еще недавно коллеги Ястреба проводили такой аукцион, надеясь помочь ему излечиться от редкой болезни, были искренне благодарны этому человеку — как галеристу, впервые показавшему миру очень многих белорусских авторов, вернувших публике искусство абстракционистов, заставившему ее поверить в живопись так называемых аутсайдеров. Так что галерею создадут наверняка и скоро. Настоящую, живую.

Крупская художественная галерея имени Бориса Аракчеева

Ведь открыть музейное здание всего лишь обычным ключом мало. В тех же Крупках вернисажи проходят не реже, чем в столичных галереях, выставляются полотна не только Бориса Аракчеева (о которых, к слову, все еще можно говорить как о «живописном открытии», подогревая интригу), но и других, проходят акции, заставляющие некоторых даже купить билет на электричку Минск — Орша. И если судить по фейсбуку, фотографироваться у дорожного указателя «Художественная галерея Б.В.Аракчеева в г. Крупки: 5 км» уже стало традицией. Сам по себе этот знак у черты, разделяющей дорожную трассу и поле, конечно, ничего не украшает. Но сколько смысла в этих фото...

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 133 (25015). Среда, 13 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter